Ориентационный тест школьной зрелости керна-йерасека. Ориентационный тест школьной зрелости Керна— Йирасека Тест срисовывание образцов


Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.
1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев , через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Готовность к школе.

Вопрос: готовность к обучению.

Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

б) копирование фразы из письменных букв;

в) срисовывание точек;

г) опросник.

Краткая история

Данный тест был предложен Я.Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А.Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна-Йирасека".

В 1978 г. графический тест Керн-Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я.Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации (смотреть во 2 части).

О чем расскажет тест Керна-Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину . Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека” (очень важно!) - применяется во всех школах СНГ:

Задание

“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание

“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек

“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – вполне средний уровень;

13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Дай Бог, всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

г) ОПРОСНИК . Последняя часть теста Керн-Йирасик (Керн-Юрасик в другом написании)

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

Утром мы завтракаем, а днем...

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

Днем светло, а ночью...

(темно = 0; неправильный ответ = -4)

Небо голубое, а трава...

(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;

одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;

винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

неправильный ответ = 0)

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;

одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5;

другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От - 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Литература:

1. А.Керн, модификация Я.Йирасека. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -

М.: НПО «Образование», 1996

2. Психологическая готовность к школе. - 4-е изд., перераб. и дополн.-

Спб.: Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.


Следующие тесты для приема в 1-й класс применяют после проведения теста Керна-Йирасека:

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание кар­тинки, изображающей домик, отдельные детали которого состав­лены из элементов прописных букв.

Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец; умение скопировать его.

Эти умения предполагают определенный уровень развития: произвольного внимания; пространственного восприятия; сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

(Перед ними кладется лист с «домиком»; рис.1.) Педагог об­ращается к ребенку: «Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо по­верх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».


Ход выполнения работы

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш». На этом листе их просят нарисовать точно такую картинку, какую они видят на рисунке.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба,
крыша, окно, основание домика) - 4 балла;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два
раза при относительно правильном сохранении размера
всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3
балла;

в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор -
правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно,
труба) - 2 балла.

Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;

г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор

не на общей с основанием домика, линии, смещение трубы, окна и т.д.) - 1 балл;

д) отклонение прямых линий более, чем на 30° от заданного
направления (перекос вертикальных и горизонтальных
линий, заваливание забора) - 1 балл;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть

соединены (за каждый разрыв) - 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;

ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание),
то ставится 1 балл. Штриховка крыши оценивается в
целом;

з) безошибочное копирование рисунка - 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется «0». Таким обра­зом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

0 баллов - хорошо развито произвольное внимание;

1-2 балла - среднее развитие произвольного внимания; больше 4 баллов - слабое развитие произвольного внимания.

Требуется учитывать возраст испытуемого. Пятилетние дети почти не получают оценку «0», если же испытуемый в 10 лет по­лучает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.

Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. "Диагностика школьной зрелости." Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.

По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам - математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (то есть вероятность точного прогноза - на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) - это недостаточное основание для определенного вывода о "неготовности".

Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) - проведения углубленного психологического обследования.

Диагностика готовности к школьному обучению.

"Oриентировочный тест школьной зрелости"

Задание.
Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. "Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь." (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на рис.1

Задание №2. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так." (5 образцов для оценки приведены на рис. 2)

Задание №3. "Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же." (5 образцов для оценки приведены на рис. 3)

Оценка выполнения теста (баллы от 1 до 5)

Задание №1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1).

1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.

Задание №2.Подражание письменным буквам (рис.2).

1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2.Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3.Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4.На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

5.Черкание.

Задание №3.Срисовывание группы точек (рис.3).

1.Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. меньшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2.Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3.Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

4.Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

5.Черкание.

Общий результат теста - это сумма баллов по отдельным заданиям.

Тест "Вербальное мышление"

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, картошку и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = - 3

3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4. 5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1. 6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что это такое: Москва, Киев, Казань? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

Результат теста - это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов:

1...... + 24 и лучше;

2...... + 14 до + 23;

3...... + 0 до 13;

4...... -1 до -10;

Готов ли ребенок к школе? Все чаще родители будущих первоклассников задают себе этот вопрос. Часто их интересует не только то, что , но и справится ли он со школьными нагрузками, достаточно ли у него для учебы в школе. Все это вместе называют школьной зрелостью - и вот какие тесты на готовность к школе вы можете провести, чтобы понять, готов ли ребенок к школе.

Для оценки школьной зрелости ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий 2 и 3). В верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения . Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь.

Оценка теста

5 - Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице - глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

4 - Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 - Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем не приведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

2 - Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

1 - Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение) или обеих конечностей.

Задание 2. Посмотри, здесь что-то написано. (Предложение из трех коротких слов, например "Я ем сам".) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.

Оценка теста

5 - Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

4 - Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 - Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

2 - На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

1 - Черкание.

Задание 3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же.

* * *
* * *
* * *
*

Оценка выполнения теста

5 - Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

4 - Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 - Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

2 - Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

Как определить, готов ли ребенок к школе: физиологическая зрелость

Тесты школьной зрелости - как графический, так и вербальный - дают психологам и родителям будущего первоклассника информацию о готовности к обучению в школе его интеллекта. Но есть еще критерии физиологической зрелости - их тоже важно учитывать, обычно это делают во время диспансеризации перед школой. Но есть один простой критерий, который могут использовать и родители.

В дошкольном возрасте (в 5–6 лет) дети переживают "полуростовой скачок", который является существенным показателем зрелости организма. Для того чтобы узнать, прошел ли ребенок этот важный этап, существует несложный тест. Нужно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой.

Но простота эта кажущаяся, так как тест отражает не столько степень развития скелета, сколько гораздо более важный показатель - степень зрелости всего организма. И в первую очередь - уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами и гигиенистами твердо установлено: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел "полуростовой скачок", это резко отрицательно сказывается на его здоровье, особенно на психическом, и редко приносит успехи в обучении.

Гигиенические навыки для ребенка, который идет в школу, - это тоже важно. Если ребенок не может привести одежду в порядок после посещения туалета или переодеться на физкультуру, вряд ли ему будет комфортно в школе.

К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
  • умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
  • причесываться (своей расческой);
  • утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
  • при приеме пищи: сидеть правильно, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой;
  • пользоваться носовым платком;
  • вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;
  • одеваться и раздеваться, убирать постель;
  • содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать пуговицы, пользоваться одежной и обувной щетками);
  • переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
  • при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).

Обсуждение

У нас в школе психологическое тестирование еще перед набором в 1 класс проводили, чтобы выяснить готовность ребенка к школе, его ожидания. Психолог очень хорошая девушка, грамотная, умеет общаться с родителями. Я считаю, что очень полезное внедрение - тест перед поступлением в школу, родителям скажут, что и как у их ребенка и они смогут ему помочь, если что. У нас вот проблем не возникает у сына, хотя я переживала, потому что думала, что он не готов к школе. Но нет)) занимаются по программе начальная школа 21 века, там интересные задания, мотивация узнавать новое есть. Учится с удовольствием.

25.08.2018 18:13:02, Мария5е664

Комментировать статью "Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости"

Тест школьной зрелости. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Посмотрите другие обсуждения на тему " Тест на готовность ребенка к школе ": Что должен уметь ребенок перед школой?

А готовность к школе вообще по этим тестам узнать нельзя, это вообще совсем про другое, и не про Образовательные системы в начальной школе Как определить готовность ребенка к школе. И психологическую, и уровень знаний. Счет в пределах 10, считает до 20 и обратно.

Школа английская, были в классе дети и которые умели и которые не умели. С теми которые не умели учиталь занимался в зависимости от и еще меня поразило (уж не знаю, насколько программа, а насколько учитель): уже в сентябре в первом классе дети должны были делать...

А в школе мне и спросить некого, что мы должны сдать, чтобы перейти во второй - там сейчас организационные проблемы, у класса может поменяться учительница. И мне хотелось бы знать не частное мнение конкретного педагога, а объективно, по закону - что должен знать - уметь...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Мне понравились тесты Узоровой, Нефедовой 3000 вопросов при поступлении детей в школу. Лучше всего, если вы определились с учителем, в...

Данные по школьной готовности остаются в саду и в школу не передаются. Они нужны только для самого психолога и воспитателя, чтобы видеть общий уровень детей и Прежде чем записаться на подготовку к школе. Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования.

Комиссия при поступлении в школу. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня тогда вообще не понятно к чему все это. ребенку, который все это умеет - будет очень скучно. сидеть и наблюдать,как других обучают грамоте и счету.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и А выяснилось что ребенок в 5 лет уже должен рисовать этих самых человечков с глазами-ушами-бровями и чтобы точно 5 пальцев на каждой...

ПМПК. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Все дети должны уметь читать к первому классу? Я думаю всему должны в школе научить. Если ребенок все будет знать, то за что учителя будут Идти в первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога. Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости.

Как читали ваши дети перед школой? У моей как и большинства приемных детей было ЗПР, неврология, но врачи считают, что все Все дети должны уметь читать к первому классу? В августе перед школой вдруг стала читать быстрее, предложение читает за минуту.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой подскажите пожалуйста..есть ли какие нибудь тесты на усыновление.ну типа хорошей ли я буду..готова ли и т п.интересно)поделитесь...

Почитать перед школой.. Книги. Ребенок от 7 до 10. Ребенок носил их в школу, картинки видны всему классу, теста достаточно для маленького доклада и немного добавлял от себя. читать никогда не заставляла, просто покупала книжку и подкладывала ему. начал читать...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями А ниче в школе не будет плохого:) для ребенка вполне нормально растеряться перед незнакомым человеком, который типа экзамен устраивает.

Тест на готовность к обучению?? Вчера с Егором ходили на собеседование на подготовку к школе. Желающих человек 90:((Вчера группа из Школа, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для Вы заметили, что, говоря о готовности к...

Посоветуйте, пожалуйста, может есть какие-то центры, где можно протестировать школьника по школьным предметам основным хотя бы матем., русск.яз., история, лит-ра, природовдение, понятно, что англ.яз. тестируют на любых курсах, а вот где остальные?

Психологическое тестирование будущих первоклассников. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Готовность к школе. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби.

Тест на готовность к обучению??. Подготовка к школе. Ребенок от 10 до 13. Вчера с Егором ходили на собеседование на подготовку к школе. В этом году в школе не хватает учителей для этой подготовки и поэтому решили набирать всего одну группу, человек 25.

Раздел: Школа (что должен знать ребенок к концу первого класса). Чему научились в школе или вообще умеют? Это же большая разница. Например, моя дочка в 5 лет толстые книжки читала, а после 1 класса ребенок должен читать со скоростью 50, что ли, слов в минуту...

Подробности Категория: Для детей

Ориентационный тест школьной зрелости Керна- Йирасека

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.

Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл; 5 -низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти - как средний, от 12-ти до 15-ти - ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу - умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).

Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция но применению теста

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисовании фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длиннее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).

Инструкция к заданию №1

«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Задание №2 объясняют следующим образом:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:

«Я ем суп»,

написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.

Перед заданием №3 экспериментатор говорит:

«Посмотри, здесь нарисованы точки

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Оценка результатов теста

Задание № 1 - рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице - глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание № 2 - копирование слов, написанных письменными буквами

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание № 3 - срисовывание группы точек

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Работа с вербальным субтестом

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый...»

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Экспериментатору необходимо следить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов,

неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

2. Днем светло, а ночью...

Темно = 0 баллов,

3. Небо голубое, а трава...

Зеленая = 0 баллов,

неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1 балл;

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов

Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов,

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди). 1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... это?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых но отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются но пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна- Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

Последующий выбор методов диагностики обусловливается особенностями развития обследуемого ребенка, но при формировании любого комплекса методик необходимо учитывать ряд рекомендаций по проведению диагностической работы со старшими дошкольниками.

Методические приемы для проведения диагностического обследования должны быть по возможности краткими - экспресс-методиками, которые не утомляют ребенка, но при этом являются информативными для исследователя.

Перед началом диагностического обследования ребенка 6-7 лет с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить так называемое диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Кроме того, для установления эмоционального контакта с ребенком в диагностический комплекс могут быть включены и специальные методики, например «Нелепицы».

При использовании опросных методов необходимо избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением, длинных вопросов. При этом вопросы не должны быть сдвоенными, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них. Следует формулировать вопросы так, чтобы не вызывать шаблонных ответов ребенка.

Все задания должны восприниматься ребенком как игры. Атмосфера игры помогает расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Кроме того, по ходу выполнения заданий необходимо постоянно давать знать ребенку, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата).

Часть методик, включенных в диагностический комплекс, желательно провести в условиях группового обследования для получения информации об умении ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе в целом (фронтальное обследование моделирует ситуацию школьного обучения ребенка) .

При подборе диагностических методов и непосредственного осуществления диагностики психологической готовности к школе у детей 6-7 лет, необходимо учитывать принцип единства диагностики и коррекции развития психики. Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.