Рабочая программа детский фитнес. Детский фитнес – спорт нужен не только взрослым Программы для детей в фитнес клубах

Разделы: Работа с дошкольниками

Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май).

Пояснительная записка

Направленность и уровень программы.

Направленность - физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна – по степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклическог о характера.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.

Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

Традиционные формы физической культуры в дошкольном учреждении (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20–30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ-аэробике, Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым, бодрым).

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используются индивидуальные снаряды – степы.

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова “step”. Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Плюсы использования степ-аэробики в работе с детьми:

  • Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
  • Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
  • Третий плюс – это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
  • Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
  • Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект. Поэтому возникла необходимость создания программы физкультурно-спортивной направленности, которая дополняла бы программу по физическому воспитанию в ДОУ и способствовала оздоровлению детей.

Актуальность - в настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста имеет центральное место в современном обществе. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой.

Педагогическая целесообразность – в многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.

Цели и задачи программы.

Цель: укрепление здоровья детей через повышение сопротивляемости организма.

I. Развивающие задачи

1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

5. Содействовать профилактике плоскостопия.

6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.

8. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

9. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

II. Образовательные задачи

1. Обеспечить занимающихся знаниями о влиянии занятий детским фитнесом на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях детским фитнесом, профилактике травматизма.

2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнидеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

3. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

4. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

III. Воспитательные задачи

1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).

3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

Отличительные особенности данной программы от уже существующих

Отличается комплексом упражнений, рассчитанным для данной возрастной категории.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

"Step " в переводе с английского языка буквально означает “шаг ”.

Данная программа позволяет использовать степ- аэробику в системе фитнесс тренировки как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ – платформы но и силовую гимнастику на степ- доске. В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности, элементы художественной гимнастики, элементы акробатики, игровой стретчинг.

Возраст детей, обучающихся по данной программе.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Сроки реализации программы. Курс программы “Детский фитнес” рассчитан на 1 год (октябрь-май) Программа рассчитана на детей, не имеющих медицинских и иных противопоказания к двигательной активности.

Формы и режимы занятий. На занятиях детским фитнесом используется групповая форма работы с детьми (в группе не более 10-13 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю (общий объём – 64 занятия в год) продолжительностью 40 минут (30 мин. + 10 мин. физкультминутка).

Ожидаемые результаты и формы определения результативности.

Ожидаемые результаты:

Целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволит достичь следующих результатов:

Сформированность навыков правильной осанки;

Сформированность правильное речевого дыхания.

Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).

Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ-шаги под музыку.

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвует инструктор и дети. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды занятия, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной программы “Детский фитнес”, развития их личностных качеств.

Объект мониторинга: личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы “Детский фитнес”.

Способы фиксации данных обследования:

  • Данные тестирования.

Способы обработки результатов:

  • Обобщение результатов в таблицы.
  • Качественный анализ данных обследования.

Показатели и индикаторы успешности развития детей.

Критерии оценки:

  • 3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
  • 2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
  • 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Мониторинг физических качеств

В основу мониторинга легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 30 м – с высокого старта, частотой движений.

Об уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

Для оценки общей выносливости используется задание: преодоление дистанции на 90 м.

Для определения силы применяют методику бросок набивного мяча из-за головы.

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Показатели мониторинга заносятся в диагностическую таблицу.

Формы подведения итогов реализации программы.

Открытые занятия для родителей;

Показательные выступления на базе ГБОУ Школа №814;

Участие в праздниках и досугах СП ДО №666 и других ДО комплекса;

Участие в соревнованиях по плану методического кабинета;

Участие в конкурсах районного, окружного и городского уровня.

Разминка в детском саду и физкультура в школе - это, конечно, хорошо, но недостаточно для формирования физически здорового ребенка. Мало кто из преподавателей уделяет разработке специальной программы особое внимание, пытаясь подстроить занятие под каждого ученика. Что касается спортивных секций, то они не всем подходят, так как имеют узкую возрастную вариацию и целевую направленность, принимают детей соответственного уровня физической подготовки.

Оптимальным вариантом является детский фитнес, об особенностях и преимуществах которого мы поговорим в данной статье.

Детский фитнес - это спортивные комплексные занятия, которые включают в себя аэробику, йогу, восточные единоборства, хореографию, плаванье, упражнения на осанку, со скакалкой, а также элементы гимнастики. Такой себе получается микс, нацеленный на общее развитие. Количество участников группы колеблется от 10 до 15 человек. Такая наполненность является оптимальной, и позволяет ребенку не только развивать гибкость, ловкость, укреплять организм, но и получать заряд положительных эмоций во время взаимодействия с другими детьми.

Группы формируются по возрасту и физическим возможностям. Существует такое деление по возрастным категориям:

  • от 3-х лет до 6-ти лет;
  • от 7-ми до 11-ти лет;
  • от 12-ти до 16-ти лет.

Длительность занятий для детей первой категории устанавливается в пределах 20-30 минут 2 раза в неделю. Ребята средней категории уже могут посещать фитнес-клуб 3 раза с продолжительностью «урока» в 30 минут. Старшей группе разрешено ходить на занятия 3 раза в неделю, заниматься по 40 минут в день и включать в тренировку тренажеры.

Почему фитнес именно для детей

Детям очень нужен фитнес по нескольким причинам:

  1. Отсутствие необходимости побеждать. Все находятся в равных условиях и поощряются одинаково. Победа не так ценится, как участие.
  2. Игровая форма занятий. Программа тренировок строится таким образом, чтобы дети хотели вернуться в стены фитнес-клуба, выполняли упражнения и получали от этого исключительно удовольствие.
  3. Возможность выбирать. Характер каждого ребенка индивидуален. Одним не придутся по душе танцы, другим - упражнения на повторение. Поэтому спортивные заведения дают возможность малышу выбрать направление и вид занятий, которые будут составлять его программу, предварительно дав ему ознакомиться с каждым из вариантов.
  4. Безопасность. Вероятность травмироваться во время тренировки сведена к нулю. Инструктор ведет за детьми постоянный контроль, а упражнения подбираются особо тщательно.
  5. Доступность. Двери фитнес-клуба или школы танцев, которые также проводят занятия по детскому фитнесу, открыты для всех деток от 3-х лет. И здесь не играет роль уровень физической подготовки, так как фитнес рассчитан на то, чтобы укрепить малышей.

Немного о тренировках

Все спортивные организации, которые предоставляют услуги по детскому фитнесу, выдают посетителям необходимое оборудование. В первые дни инструктор проводит ознакомление и полный инструктаж.

Для школьников, то есть детей от 6-ти лет, открываются новые возможности. В их программу тренировки включается новый инвентарь - детские тренажеры. В этом возрасте ребенок предрасположен к развитию гибкости, выносливости, скорости, силы и координации. Поэтому специальные тренажеры будут здесь наиболее уместны. Обучение работы с ними проводится в обязательном порядке.

Все занятия начинаются с разминки. На этом этапе с детьми проводят ходьбу на месте, бег, приседания. Далее в тренировку вносят разнообразие танцевальными упражнениями. Они нужны для развития у ребят ритмичности, музыкального слуха. В основном блоке идет упор на укрепление мышц ног, спины, пресса и рук.

Ограничения? К сожалению…

Хотя детский фитнес и призван укреплять организм ребенка, но наличие определенных патологий требует одобрения на посещение тренировок со стороны медработника. Так, в случае хронических заболеваний перед началом занятий необходимо проконсультироваться с лечащим врачом и тренером, разработать и согласовать программу тренировки, которая не ухудшит ситуацию, а будет способствовать выздоровлению. Например, астма предполагает ограничение в занятиях аэробикой. Проблемы с позвоночником усугубятся, если нагрузить ребенка силовыми упражнениями, зато плаванье и аэробика улучшат его состояние.

Детский фитнес - необходимая вещь в жизни детей. Другое дело, что отвести ребенка в фитнес-клуб не все семьи могут себе позволить. В таком случае целесообразно будет заниматься в домашних условиях.

Для этого достаточно проконсультироваться с педиатром и отыскать видеоуроки по выполнению ряда упражнений для детей с рекомендацией тренеров. Интернет-просторы наполнены обучающими обзорами на тематику детского фитнеса, поэтому обеспечить себя информацией не составит труда.

Польза детского фитнеса

Решение включить детский фитнес в жизнь ребенка отзовется исключительно положительными последствиями. Так, в результате тренировок:

  • появляется усидчивости детей на уроках в школе, ведь вся их накопившаяся энергия всецело высвобождается на тренировках;
  • развивается внимательность, координация;
  • появляется уверенность в себе и своих силах;
  • укрепляется мышечный корсет, развивается гибкость и подвижность, что позволяет избежать сколиоза и других проблем с опорно-двигательным аппаратом;
  • гарантирован крепкий иммунитет и здоровый сон.

И это только часть положительных факторов. Пользу фитнеса для ребенка сложно переоценить. Поэтому смело отдавайте свое чадо в руки опытного тренера и радуйтесь его успехам!

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Что представляет собой детский фитнес? В первую очередь, это комплекс игровых занятий, гармонично соединяющих в себе элементы хореографии и аэробики, а также гимнастики и др. Основная цель фитнеса для малышей — развитие артистичности и силовых качеств, чувства ритма, гибкости и выносливости, координации. Когда можно отдать своего кроху на фитнес, и как выбрать программу?

Особенности детского фитнеса

Лет 20-ть назад вопросов о малоподвижности детей ни у кого не возникало — во дворах с раннего утра и дотемна звенели детские голоса. Подвижные игры были неотъемлемой частью детства — футбол и хоккей, прятки и катание на велосипедах. Приятная усталость к вечеру и спокойный здоровый сон ночью. Современные дети большую часть времени, как известно, проводят с планшетами и ноутбуками. О физическом развитии при таком образе жизни и речи не идет.

Детский фитнес, как увлекательное и подвижное мероприятие, решает эту проблему.

В чем его отличие от обычных занятий физкультурой и спортивных школ?

  • Формат занятий — игровой и увлекательный.
  • Программы — индивидуальные, исходя из психофизического состояния малыша.
  • Развитие всех групп мышц происходит равномерно.
  • Отсутствует система личностных соревнований и оценок. Дети посещают занятия с удовольствием — расстраиваться от проигрыша не придется.
  • Обязательная физкультура и спортивные занятия в секциях прельщают ребенка меньше, чем игровые мероприятия под музыку в комфортных психологических условиях и с учетом адаптированных нагрузок.
  • Часть детского фитнеса — игровые занятия с логопедом.
  • Малая травматичность. То есть, безопасность занятий.
  • Разнообразие занятий.

Возраст для занятий детей в фитнес клубе

На занятия фитнесом крох обычно приводят с полутора лет. Конечно же, не без учета особенностей организма. Максимальное количество детишек в группе — 10-15 человек.

Возрастные группы:

  • Самые маленькие — 2-4 годика

Занятия на укрепление мышц и позвоночника, на координацию движений и на развитие моторики. Присутствие родителей обязательно.

  • Малышня — 4-6 лет

Аэробные, силовые и развивающие упражнения. Занятия на развитие речи.

  • Детишки постарше — 7-11 лет

Акцент на осанку, волевые качества, развитие мышц. Занятия на тренажерах.

  • Подростки — до 16 лет

Комплекс упражнений, направленный на общее физическое развитие и выносливость.

Время занятий для каждого возраста:

  • Для крох 2-4-х лет — максимум 30 минут и не более 2-х раз/неделю.
  • Для детей до 10 лет — по полчаса 2-3 раза/неделю.
  • Для подростков — 40 минут трижды в неделю.

Где и как проводятся занятия?

— это специально оборудованные помещения с качелями и канатами, с сухими бассейнами, со шведской стенкой и станками, с мягкими модулями и др. Занятия для крох обычно бессюжетные и сюжетно-ролевые — исключительно в игровой форме.

С учетом особенностей организма/возраста могут быть использованы такие виды аэробики, как фитбол и степ, танцевальная аэробика и даже йога.

Детский фитнес — результат занятий:

  • Развитие всех групп мышц.
  • Исправление осанки.
  • Развитие координации движений.
  • Развитие ориентирования в пространстве.
  • Развитие социальных навыков, лидерских качеств и коммуникабельности.
  • Улучшение сна.
  • Помощь при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
  • Формирование мышечного корсета.
  • Улучшение подвижности суставов.
  • Развитие самоконтроля и дисциплины.
  • Развитие логического мышления.
  • И др.

Схема занятий состоит из…

  • Разминки. Здесь основной акцент — на упражнениях общеукрепляющих, для всех групп мышц.
  • Основной части. В ней проводят активные игры с использованием инвентаря.
  • Заключительной части. Игровая часть для закрепления результата.

Противопоказания для занятий детским фитнесом

Один из самых весомых плюсов занятий — отсутствие противопоказаний. Их практически нет. И даже при наличии таковых всегда можно подобрать индивидуальную программу для укрепления здоровья малыша.

  • При хронических заболеваниях обязательно подбирается индивидуальный комплекс занятий.
  • При наличии проблем с позвоночником под запретом силовые упражнений. А вот аэробика (и плавание), напротив, очень полезна.
  • При астме исключают уже аэробику, а занятия по йоге, наоборот, расширяют.

Помимо консультации у непосредственно инструктора, рекомендуется обязательно получить консультацию и у педиатра. Согласовывайте свои планы с врачом. Особенно это касается мам совсем маленьких деток.

Лучшие программы детского фитнеса

Четкой программы занятий в детском фитнесе нет. В этом, пожалуй, состоит его основное преимущество.

Что сегодня предлагают детские фитнес-клубы для малышей?

  • Лого-аэробика

Данный вид фитнеса предполагает выполнение упражнений совместно с произношением определенных звуков, четверостиший.

  • Капоэйра

Вид занятий, обожаемый многими современными малышами. Сочетает в себе особенную технику движения ног, танец и боевое искусство.

  • Зверо-аэробика

Эти упражнения выглядят как имитирование движений зверей. Крохи этот вид фитнеса очень любят.

  • Скалолазание и канаты.
  • Езда на роликовых коньках/велосипедах.
  • Танцы и плавание.
  • Йога.
  • Фитбол.
  • Занятия на массажных ковриках.
  • Силовые тренировки.
  • Программы для развития моторики, для улучшения осанки или для профилактики плоскостопия.
  • Лечебная физкультура.
  • Ритмика и аэробика.
  • У-шу.
  • Кинезиологические упражнения.

Занятия для активизации умственных способностей, больших полушарий мозга.

  • Учебная гимнастика Баллингера

Цель — развитие психических функций.

  • Закаливающая гимнастика.
  • Танцевальная гимнастика.
  • Аквааэробика.
  • «Качалка» для малышей (тренажеры).

Возможен ли детский фитнес в условиях своей квартиры?

Заниматься дома, конечно же, можно — никто вам этого не запретит. Но тренировки рекомендуется проводить при участии тренера и следуя его рекомендациям.

А учитывая, что одна из целей детского фитнеса — развитие социальных навыков и максимальное переключение ребенка с компьютера на реальную жизнь, все-таки лучше приучать кроху к занятиям вне дома — в группах со сверстниками.

Восточно - Казахстанская область. Коммунальное Государственное учреждение

«общеобразовательная средняя школа №1»города Аягоза.

Учителя физической культуры- Нихамбаевой Э.К.

Домашний адрес: г.Аягоз ул.Дюйсенова 108 кв.18.

Электронный адрес:[email protected]

Год составления 2015 год

Пояснительная записка

Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет,формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры, видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.

В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.

Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.

Цель программы : разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.

Достижение цели возможно через решение следующих задач :

    Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

    Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.

    Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

    Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;

    Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;

    Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;

    Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;

    Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.

Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

    Введение в образовательную программу

    Общая физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка

    Степ-аэробика

    Фитбол-аэробика

    Оздоровление

Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):

Гимнастические коврики - 15 шт.

Гимнастические мячи -15 шт.

Гимнастические обручи -15 шт.

Гимнастические маты - 8 шт.

Скакалки - 15 шт.

Мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.

Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.

Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.

Планируемые результаты освоения программы.

Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

    ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;

    раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;

    ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;

    выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;

    характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

    осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

    установка на здоровый образ жизни;

    основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;

    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

    эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

    знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

    организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

    соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

    оценивать правильность выполнения действия;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

    проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

    организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;

    контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;

    задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя :

    соревнования по аэробике;

    зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками;

    защиту игровых программ и проведение их на переменах;

    представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;

    заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.

Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.

Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:

    быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;

    упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;

    прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;

    подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;

    переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;

    «глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;

    наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;

    прогиб туловища назад в положении стоя;

    вращательные движения коленями;

    работа с отягощениями на выпрямленных руках;

    резкие скручивания туловища («мельница»);

    движения с чрезмерной амплитудой;

    максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;

    шаг на платформу спиной вперёд;

    спуск с платформы прыжком.

Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»

Название темы

Теория (час)

Практика(час)

Количество часов

I

ТБ, введение в образовательную программу.

Гигиена спортивных занятий.

II

Элементы строевой подготовки

Силовые упражнения для рук

Силовые упражнения для ног

Силовые упражнения для шеи и спины.

III

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Партерная гимнастика.

Стретчинг

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов)

Закрепление и обобщение полученных знаний и умений

Итого

Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.

п/п

Тема занятия

часы

дата

дата

5 класс

I . Введение в образовательную программу (4 часа)

ТБ, введение в образовательную программу

Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.

Начальная диагностика

Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности.

Гигиена спортивных занятий

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий)

Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.

Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика

II . Общая физическая подготовка (8 часов)

Элементы строевой подготовки

Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета

Общеразвивающие упражнения для ног

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины

III . Специальная физическая подготовка (11 часов)

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Закрепление базовых шагов. Запрещѐнные упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции

Комплекс танцевальной аэробики

Комплекс танцевальной аэробики

Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика. Т.Б. при выполнении упражнений на степах

Степ-аэробика

Разучивание базовых шагов на степе

Степ-аэробика

Разучивание аэробных связок на степе

Степ-аэробика

Упражнения на растяжку мышц ног

Итоговые занятия. Обобщение. Танцевальные композиции

6 класс

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся

Фитбол-аэробика

Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче

Фитбол-аэробика

Ознакомление с основными исходными положениями фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

Фитбол-аэробика

Разучивание основных исходных положений фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия

Коррекционные упражнения

Закрепление связок и базовых шагов аэробики, используемых в фитбол-аэробике

Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

Коррекционные упражнения

Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой

Коррекционные упражнения

Релаксация Джекобсона

Комплекс детской йоги

Партерная гимнастика.

Стретчинг. Повторение элементов строевой подготовки

Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)

Стретчинг. Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости

Стретчинг

Упражнения на развитие осанки, гибкости

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений(12 часов)

Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения

Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины.

Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины

Стили танцевальной аэробики

ОРУ для рук. ОРУ для ног.

Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения.

Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Мамбо», профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика

Степ-аэробика. Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Латино», релаксация

Танцевальная композиция

Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений

Итоговое занятие

Словарь терминов

Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений. Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку. Вальс - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. общее название бальных танцев, исполняющихся в закрытой позиции. Выносливость - способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок; Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;

Гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Здоровье - состояние живого организма, при котором организм способен полностью выполнять свои функции. Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. Организм - тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами. Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительного материала» для организма. Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец , а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем . Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - колебания стенок кровеносных сосудов. Режим дня - это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Релакса́ция (от лат. Relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Самоконтроль - Контроль над самим собой, над своей работой. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.

Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.

Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.

Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений. Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Фитнес (англ. fitness , от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа. Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Список литературы

    Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе: лекции курсов повышения квалификации http://bmsi.ru/

    Ресурсы интернета: www . missfit . ru http :// fitfan . ru

    Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики /авт.- сост. О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев

    Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

    Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.

    Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.:

    Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.

    Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, в России сложились объективные условия для развития детского фитнеса.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей дошкольного возраста. По данным специалистов, каждый второй современный дошкольник имеет отклонения в состоянии здоровья. Одна из основных причин данного показателя - малоподвижный образ жизни. Интернет, компьютерные игры и просиживание у телевизора, а также занятия, занятия, занятия, - все это приводит к тому, что каждый год уровень общего здоровья дошкольников неуклонно снижается. В то же время, ученые доказали, что физическое развитие ребенка – неотъемлемая составляющая развития его личности, в целом, а физическая активность – один из этапов его адаптации к социуму.
Так что же такое «детский фитнес»? Само слово fitness переводится с английского как «быть в форме». Конечно, начинать быть в форме надо с детства. И «детский фитнес» - это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.
Детский фитнес - это уникальная комплексная система разнонаправленных занятий и мероприятий. Это калейдоскоп увлекательнейших занятий, потрясающих детских праздников и утренников, побед на первых настоящих соревнованиях. Это и йога и восточные искусства, танцевальные направления и занятия в бассейне и игровые уроки и занятия ОФП, в некоторых клубах – это еще и ролики, лыжи спортивные игры на свежем воздухе. Для желающих профессионально освоить технические элементы любимых видов спорта, во многих фитнес-клубах работают секции, по видам спорта, таким как боевые единоборства, теннис, спортивная и художественная гимнастика.
В основе организации детского фитнеса лежит рациональное использование средств физической культуры и спорта в оздоровлении и соответствующем возрастным нормам развитию ребенка.
Детский фитнес - это новый, неповторимый мир душевной и физической гармонии ребенка. Это возможность проявить себя через призму своих интересов и способностей; самореализация, воплощение своих желаний, новые друзья.
Преимущество детского фитнеса перед спортивными секциями или теми же регулярными занятиями физкультурой: во - первых, фитнес гармонично развивает ребенка, в то время как в спортивных секциях дают нагрузку неравномерно, во - вторых, занятия физкультурой «пахнут» обязаловкой: у детей нет выбора что им делать. В детском фитнесе ничего такого быть не может. Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно – информационной системы (ТИСа), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы само- массажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика и т.д.).
Выбор методики проведения занятия, определение его формы, структуры и содержания зависит от особенностей возрастного развития детей, становления их двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.
Преимущественно детские физкультурно-оздоровительные программы носят комплексный характер и содержат упражнения, направленные на развитие физических качеств и освоение новых двигательных действий.
Методика построения оздоровительной тренировки для детей (фитнес-тренировки) отличается от традиционной методики подготовки юных спортсменов, так и от занятий физической культуры.
В основе ее лежат принципы построения тренировки в оздоровительном или физическом фитнесе, которые предполагает снижение риска возникновения заболеваний, повышение общей физической и интеллектуальной работоспособности, правильный режим питания, навыки безопасного поведения, создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий и т.п.
Большое значение в детском фитнесе имеет игровая направленность занятий. Игры и игровые задания можно использовать в различных частях занятия. В разминке целесообразно проводить игры на внимание, постановку правильного дыхания. В основной части занятия они могут быть направлены на совершенствование или закрепление уже освоенных двигательных умений и навыков, в заключительной – на релаксацию и восстановление. Особой популярностью у дошкольников пользуются занятия, построенные по единому игровому сюжету в рамках одного или нескольких занятий.
Цель детского фитнеса – на основе комплексного использования факторов физического воспитания, заложить фундамент гармоничного физического развития и всестороннего совершенствования физических способностей ребенка в единстве с воспитанием его духовных и нравственных качеств.
Для достижения этой цели, в процессе занятий детским фитнесом, решаются три основные группы задач:
Задачи 1 года обучения:
1. Образовательная
- знакомить с элементарными знаниями по физическому воспитанию;
заботиться о формировании осанки детей, укреплении мыщц стоп, а также мышц кистей и пальцев рук.
2. Развивающая:
способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания;
способствовать развитию координированности движений, их экономичности и ритмичности.
Воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать морально-волевые качества;
- развивать познавательный интерес и расширять кругозор.
Оздоровительная:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни
- снижение заболеваемости.
Задачи 2 года обучения:
1. Образовательная
- анализировать и оценивать последовательность и качество своих
действий;
- закреплять приобретенные детьми ранее двигательные навыки
и умения;
продолжать формировать навык правильной осанки;
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;

Воспитательная:

Оздоровительная:

- снижение заболеваемости.
Задачи 3 года обучения:
1. Образовательная
- обучить необходимым знаниям по физическому воспитанию;
- формировать жизненно необходимые умения и навыки;
- ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на
занятиях и дома;
сформировать навык правильной осанки;
обучить навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
развивать интерес к физической культуре и спорту.
Воспитательная:
- воспитывать физические качества;
- воспитывать морально-волевые качества.
Оздоровительная:
- повышение функционального уровня органов и систем
организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных
нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
При организации програмы детского фитнеса, в основном, используется следующее деление на группы:
1,5 – 3 года (малыши);
3 - 5 лет (младшие дошкольники)
5 – 6/7 лет (дошкольники);
Срок реализации программы: 3 года.
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, индивидуальные. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия – один академический час. Общая продолжительность -72 часа за учебный год. Продолжительность занятии для детей 1,5 - 3 - 20 минут, 3 - 5 - 25 минут, 5-7 - 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Воспитанники 1 года обучения будут знать:
Элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года обучения будут знать:
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.
2. Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Воспитанники 3 года обучения будут знать;
Необходимые знания по физическому воспитанию;
Правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Воспитанники 1 года будут уметь:
Применять элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Использовать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Использовать элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года будут уметь:
1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Воспитанники 3года будут уметь:
Применять необходимые знания по физическому воспитанию;
Использовать правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
Использовать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
Применять комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
итоговый контроль умений и навыков.
анализ медицинских карт воспитанников (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой
пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников здоровья.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика” 0,5 2
3 Слушание музыки
0,5 2
4 Осанка
2 10
5 Базовые шаги аэробики
2 10
6 Стретчинг
2 10
7 Учимся расслабляться
1 8
8 Профилактика плоскостопия
2 10
9 Подвижные игры
1 8
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
12 60

Итого: теория 12 часов; практика 60 часов
Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Акробатика
1 8
7 Шейпинг
1 8
8 Стретчинг
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61


Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Шейпинг
1 8
7 Стретчинг
1 8
8 Учимся расслабляться
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61

Итого: теория 11 часов; практика 61 часов
Всего 72 часа.

Тема №1: “Вводное занятие” (1 час).

Тема №2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика”
Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев.
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”.

Тема № 3 Слушание музыки (2,5 часа)
Теория: Беседа: «Красивую музыку приятно слушать»
Практика: В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает.

Тема №4: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”.

Тема № 5 Базовые шаги аэробики (12 часов)
Теория: “Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки с разным положение рук; разминочные упражнения, упражнения в равновесии.

Тема №6 Стретчинг (12 часов)
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Комплексы упражнений на растяжку. Игры средней подвижности.

Тема № 7 Учимся расляблятся (9 часов)
Теория: Беседа Типы дыхания. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практическая работа: Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо - легочных заболеваниях.

Тема №8: Профилактика плоскостопия (12 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Ходьба по массажной дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка, елочка” и др.


Теория: подвижные игры, Объяснение правил игры.
Практика: «Карусель», «Волк и заяц», «Мышеловка», «Птичка в гнездышке», «Гуси - лебеди», «Совушка - сова» и другие.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 года обучения
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп.


Теория: Беседы “Красивая осанка”. “Профилактика нарушений осанки”.


Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “Мышеловка”, “Пустое место” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “О пользе аэробики”. Виды аэробики.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки через скакалку, прыжки с разным положением рук, упражнения на степ досках.


Теория: Беседа «Что такое танцевальная аэробика»:
Практика: Разучивание отдельных танцевальных упражнений и целых танцевальных комплексов.

“Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: «Мы циркачи»
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Разучивание подводящих упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг
Теория: Беседы. «Что такое шейпинг», Виды шейпинга.
Практика: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств. Подвижные игры “Салочки”, “Третий лишний”. Упражнения направленные на коррекцию фигуры и осанки. Упражнения на отдельные мышечные группы.

Тема №8 Стретчинг,
Практика: Упражнения, направленные на развитие и поддержание гибкости и подвижности суставов, упражнение на расслабления:

Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Практика: «У медведя во бору», «найди свой домик», «щиплем перья», «воздушная кукуруза», «построим мосты», «воробушки и кот» и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 года обучения
Тема №1: “Вводное занятие” (2 часа).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием.

Тема №2: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”. Беседа “Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика нарушений осанки”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: по возрасту.

Тема №3: “Профилактика Плоскостопия” (6 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”. БАТ на стопе.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “зайцы в огороде”, “Ловкие ножки” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “Влияние занятий фитнесом на телосложения”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; разминочные упражнения, упражнения на общую выносливость, на силовую выносливость, на развитие гибкости.

Тема №5:Танцевальная аэробика
Теория: Беседа «стили танцевальной аэробики»
Практика: Разучивание и демонстрация танцевальных комплексов.

Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: Техника безопасности при работе со спортивным оборудованием в целях предупреждения травматизма.
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Совершенствование техники знакомых упражнений и разучивание новых упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг“, Фитбол-гимнастика”
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора мяча.
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: “Догони мяч”, “Грузим арбузы”, “Везем арбузы”, “Паровозик”, “Гусеница”, “Прокати мяч”.

Тема №8 Стретчинг, пилатес, калланетика.
Теория: Беседы. «Развиваем гибкость»
Практика: Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов. Упражнения на расслабление.
Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Теория: подвижные игры, подвижно-дидактические игры. Объяснение правил игры.
Практика: «Летающие тарелки», «Повторяй за мной»,», «Угадай, чей голос», «Мы- веселые ребята», и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итого
Методическое обеспечение программы:

1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
2. Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).

Техническое оснащение занятий:

1. Занятия проводятся в просторном, светлом зале, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, тренажерами ТИСа.

2. Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.

Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:


2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000 г.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
4. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.
5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.
16. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
19. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003 г.
20. Тюрин А. Самомассаж. СПб: Питер, 1997 г.
21. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.

Список литературы рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы:
1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.