Ребенок 9 10 месяцев развитие и игры. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Какие развивающие игрушки нужны

В возрасте 9-10 месяцев младенцы начинают хорошо ориентироваться в пространстве, активно познавать окружающий мир. Развитие ребенка 9 — 10 месяцев идет очень интенсивно, вам остается лишь помогать ему.

В этот период родители являются основным источником знаний для маленьких «исследователей». А развивающие игры и упражнения, а также некоторые специальные материалы, такие как детские монтессори книги помогают своевременно подготовить почву для интенсивного развития мышления, памяти, воображения, речи малышей.

Чем полезно заниматься с ребеночком в 9-10 месяцев, чтобы стимулировать активную работу его мозга, развивать его интеллектуально и эмоционально?

Совмещайте развитие ребенка 9 — 10 месяцев с обычными делами:

— рассказывайте крохе об окружающих звуках, чтобы он реагировал на сигналы машины, пение птиц, лай собак и др.;

— показывайте малышу, где у куклы или мамы, папы глазки, носик, ротик и т.д., затем, чтобы он показал эти же части тела на себе; — причесывайте или «кормите» кукол, для этого вложите ложечку в ручку ребенка и поднесите к ротику игрушки или, причесывая малыша, дайте ему расческу и попросите причесать маму;

— после умывания дайте в ручки ребенка полотенце и попросите вытереть свое личико, он попытается это сделать.

Нормально ли идет развитие вашего ребенка 9 — 10 месяцев? В это время детки уже ползают на четвереньках или на животе, отталкиваясь от опоры. Они умеют устойчиво сидеть, брать разные игрушки двумя ручками, уверенно стоять у опоры, слазить с дивана.

Некоторые малыши очень подвижные и им интересно открывать, закрывать шкафчики, тумбочки, играть с предметами домашнего обихода.

Другие же — очень спокойны, пассивны, не общительны, они могут долго сидеть и играть с одной игрушкой. Разнообразить игровую деятельность ребенка и развить мелкую моторику ручек ребенка, которая напрямую связана с развитием речи, помогут следующие

занятия для развития ребенка 9 — 10 месяцев:

— возьмите прозрачную, пластмассовую емкость, поместите в нее несколько предметов и закройте неплотно крышкой, чтобы малыш доставал все содержимое; — учите младенца карабкаться по ступенькам или залезать на диван, но внимательно следите, чтобы он не упал, не ударился;

— научите ребеночка включать музыкальную игрушку, нажимая на кнопку; — прилепите кусочек скотча к одежде крохи, он сначала присмотрится, изучит, а затем отлепит его;

— малыш очень любит громко стучать ложкой или другими предметами по различным поверхностям, поэтому не запрещайте ему делать это;

— продолжайте развивать тактильные ощущения, давайте потрогать дитю предметы различной текстуры и веса; — очень полезно для ребенка, когда с ним играет не только мама, но и папа. Он подкидывает или теребит малыша, тому — очень нравится.

Вам кажется этого мало? Почитайте специальную литературу, ознакомьтесь с такими системами как Монтессори, но помните, что развитие ребенка 9 — 10 месяцев, как и любого другого возраста, должно основываться на чувстве меры и любви.

Побуждая ребенка к любым действиям, обязательно ласково хвалите его, гладьте по головке и он будет с большим удовольствием стремиться выполнять все ваши просьбы. Помните, что во всем нужно соблюдать меру и растить малыша, прежде всего, в гармонии с самим собой и окружающим миром.

© Юлия Григорьева
Фотография: depositphotos.com

Ответ на вопрос, что представляет собой развитие ребенка в 9 месяцев, интересует всех родителей подросших детей. Подрастает ли у молодых родителей мальчик или девочка, они должны знать не только о том, сколько раз малыш должен кушать и как правильно его кормить, но и о том, какие игрушки ему нужны.

Показатели и колебания веса

Молодых родителей интересует ответ на вопрос, каким должен быть вес девятимесячных детей. По нормам ВОЗ, средний вес ребенка мужского пола составляет 8,9 килограммов. Также не считается отклонением, если ребенок будет весить 8 и 9,9 килограммов.

Средний вес девятимесячных детей женского пола составляет 8,2 килограммов. Также девочка может весить от 7,3 до 9,3 килограммов. Такой вес детей также считается нормой.

Специалисты учитывают вес детей при рождении. Также учитывается вес, который малыш набирает за 1 месяц.

Определить вес крохи поможет специальная таблица. Если вес отклонен от нормы на 6-7 процентов, указанных в таблице, это не считается патологией. Если вес отклонен от нормы на 12-14 процентов, это свидетельствует о небольшом недовесе или перевесе. Если вес отклонен от нормы больше, чем на 20-25 процентов, это свидетельствует о серьезном недовесе или перевесе.

Важно понимать, что ребенок может весить на 5 процентов меньше нормы.

Это не считается патологией. Также ребенок может весить на 8 процентов меньше нормы. Это также не является поводом для обращения к врачу. Но если малыш резко перестал набирать вес, это свидетельствует о наличии той или иной патологии. Если родители замечают, что ребенок стал весить слишком мало, то его нужно немедленно показать педиатру. Обычно если кроха стала весить мало, доктор советует полностью пересмотреть питание. Развитие ребенка в 10 месяцев в отношении веса принципиальных отличий не имеет.

Продолжительность детского сна

Также родители интересуются тем, сколько часов должен спать ребенок. Девятимесячный малыш должен спать не менее двух раз днем и, разумеется, ночью. Существует две фазы сна. Поверхностный сон также определяется как неглубокий сон. При этом дыхание крохи становится неритмичным, мышцы расслабляются, тело вздрагивает, а конечности подергиваются. Поверхностный сон нельзя назвать спокойным. Если в то время, пока длится поверхностный сон, родитель разбудит ребенка, то капризов не миновать.

Поверхностный сон сопровождается сновидениями. Чаще всего поверхностный сон наблюдается утром.

Вторая фаза определяется как глубокий сон. Кроха в это время спит очень спокойно. Когда длится глубокий сон, кроха всегда спит неподвижно. Даже если родители будут громко разговаривать, сон ребенка не прервется. Глубокий сон наблюдается в ночное время суток. Сколько спит кроха во время глубокого сна?

Ответить на вопрос, сколько спит ребенок в это время, несложно. Сначала ребенок спит поверхностно. Это время составляет примерно 10 минут. После этого сон переходит в глубокую фазу, и кроха спит от 40 до 60 минут. После этого снова наступает время поверхностного сна. В это время малыш должен спать около 20 минут. Чередование фаз наблюдается в течение всей ночи.

В среднем ночью ребенок должен спать около 11 часов. Но, по мнению педиатров, девятимесячный малыш должен спать не менее 12 часов.

Обычно в девятимесячном возрасте у крохи устанавливается распорядок дня. Распорядок предполагает, что ребенок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Корректно на вопрос, сколько должна спать кроха, ответит мини-табличка:

днем нужно спать не менее 1-2 часов;

ночью нужно спать не менее 11-12 часов;

общее время сна не должен превышать 14 часов.

Сколько часов, в таком случае, можно бодрствовать? По мнению педиатров и педагогов, бодрствовать малышу можно не менее 10 и не более 12 часов.

Каким должен быть день крохи?

Малыш всегда будет оставаться бодрым и здоровым, если он научится соблюдать режим дня. Учить кроху соблюдать режим дня нужно как можно раньше. Но бывают и уникальные дети, которые сами начинают "учить" своих родителей соблюдать режим дня. В среднем, режим дня девятимесячной крохи включает в себя:

2. Принятие пищи.

4. Активность на свежем воздухе.

5. Гигиенические манипуляции.

6. Массаж или гимнастика.

Режим дня предполагает, что малыш просыпается в шесть-семь часов утра. После этого режим дня предполагает выполнение гигиенических процедур. Затем режим дня предполагает прием пищи. После этого режим дня предполагает наступление самой приятной для крохи фазы, когда ее ждут игры, а также массаж и гимнастика. После этого режим дня предполагает наступление дневного сна.

Родители девятимесячной крохи не могут не задаваться вопросом, что она должна уметь и чему в первую очередь можно и нужно ее учить. Малыш в этом возрасте умеет уже достаточно много. Так, кроха умеет самостоятельно сидеть. В этом возрасте ребенок сидит без опоры, чем очень радует своих маму и папу. Также малютка должна уметь подниматься на ножки возле опоры. Еще малыш должен уметь ползать на четвереньках. По мнению специалистов, дети в этом возрасте должны уметь делать первые шажки возле опоры. Без поддержки ребятишки еще не ходят. Но прелесть вертикального положения ими уже вкушена, и они пытаются ходить с родительской помощью, чем очень их радуют.

Прежде чем научиться ходить, малыш непременно несколько раз упадет. Бояться этого не стоит. Если родители своевременно подготовят квартиру, то риск получения травмы будет сведен к минимуму.

Проведение массажных манипуляций

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш не сидит. Как показывает видео, в том, что девятимесячная кроха не сидит, нет ничего страшного. Нет четких возрастных критериев, когда малютка должна сесть.

Разобраться в причинах, по которым малютка не сидит, поможет педиатр. Главной причиной, по которой кроха не сидит, является слабость спинных мышц. Еще одной причиной того, что ребенок не сидит, является его характер. Иногда кроха не сидит только потому, что не хочет этого делать.

Если родители сильно переживают относительно того, что их чадо не сидит, им может помочь специальный массаж. То, как правильно делать массаж, показано на видео.

Как видно из видео, основной целью, которую преследует массаж, является укрепление тела малютки. По мнению педиатров, именно правильный массаж помогают крохе быстрее освоить технику ходьбы.

Как показывает видео, массаж предполагает выполнение следующих манипуляций:

скольжение;

подъем верхних конечностей;

скрещивание и последующее разведение верхних конечностей;

массаж спинки;

массаж животика;

подъем с опорой;

ходьба с помощью родителя.

Массаж можно делать и самостоятельно. Но первая процедура должна быть осуществлена опытным специалистом.

Как играть с малышом?

Огромное значение имеют правильно подобранные развивающие игры. Девятимесячная кроха активнейшим образом познает мир и интересуется всем на свете. Поэтому можно предложить своему чаду развивающие игры с участием как знакомых ему, так и еще незнакомых животных, птиц и насекомых. Когда кроха усвоит эту информацию, можно предложить ему развивающие игры на тему быта. Сегодня в продаже есть замечательные "говорящие" развивающие игры, благодаря которым малютка быстрее и качественнее усваивает информацию.

Не менее полезны игры-экскурсии. Можно не просто выгуливать малыша, но каждый раз превращать прогулку в увлекательные игры на свежем воздухе. Ребенку будет очень интересно вживую увидеть то, с чем он познакомился дома.

Очень полезны игры, развивающие мелкую моторику. Девятимесячная кроха очень любит играть с желудями, пуговицами и камешками. Важно помнить, что такие игры могут быть небезопасными для малыша. Он может с легкостью засунуть заинтересовавший его мелкий предмет в рот или в нос.

Какие игрушки можно предлагать малютке? Детские игрушки должны быть разнообразными по своей фактуре, цвету и форме. Девятимесячная кроха любит не только ощупывать незнакомые предметы, но и бросать их, а также рвать на части.

Особое внимание стоит обратить на такие замечательные игрушки, как пирамидки и стаканчики. Какие именно должны быть стаканчики? В первую очередь эти игрушки должны обладать резными и гладкими краями. Кроме того, они должны быть разных цветов.

Девятимесячных ребятишек завораживают матрешки. Эти трогательные игрушки являются настоящим пособием для развития мышления, памяти и внимания. При помощи этой игрушки кроха разбирает целое на несколько частей и учится вкладывать один предмет в другой.

Огромное значение имеют игрушки, способствующие развитию творческого мышления. Поэтому родители должны обратить свое внимание на такие игрушки, как кубики.

И мальчикам, и девочкам можно подарить движущиеся игрушки. Не стоит обходить вниманием и музыкальные игрушки. С их помощью можно развить у крохи музыкальный слух.

Особенности кормления ребенка

Молодых мам интересует ответ на вопрос, чем можно кормить малютку. Не теряет своей актуальности вопрос, сколько раз в день нужно кормить девятимесячного малыша.

В этом возрасте молодые мамы потихоньку прекращают кормить ребенка грудью. Питание маленького человека становится более разнообразным.

Рацион крохи можно обогатить отварной океанической рыбой. Рацион может включать в себя мясо трески и хека. Также рацион ребенка может включать в себя речную рыбу - карпа и судака.

Кроме того, питание крохи включает в себя:

овощное пюре;

фруктовое пюре;

мясное пюре.

Также питание малютки может быть дополнено нежирным творогом. Питание может включать в себя и домашний кефир.

Не стоит включать в рацион ребенка обычный "взрослый" творог. Рацион малыша может быть обогащен только специальным детским творожком. То же самое касается и кефира. Включать в рацион можно только специальный детский кефирчик.

Рацион крохи могут обогатить фрукты. Во избежание возникновения аллергии, важно знать, какие именно фрукты стоит включать в детское меню. Такие фрукты, как апельсины и мандарины, способствуют появлению аллергической реакции. Поэтому им нужно предпочесть такие фрукты, как груши и красные яблоки. Также можно давать детям сладкие питательные фрукты - бананы. Давать ребенку экзотические фрукты не рекомендуется.

Скармливать крохе фрукты нужно постепенно, тщательно отслеживая реакцию организма.

Эмоциональная связь ребенка и матери все еще остается очень сильной. Поэтому, если есть возможность, не стоит привлекать к воспитанию малыша посторонних людей.

К 9 - 10 месяцам ребенок уже умеет хорошо ползать, самостоятельно садиться и сидеть, вставать, держась за опору и устойчиво стоять, переступать вдоль барьера, некоторые малыши начинают ходить. В этом возрасте малыш спит примерно 14,5 - 15 часов в сутки: два дневных сна по 2 - 2,5 часа и ночной сон – 10 - 11 часов. Кормление проводят 4 - 5 раз в день, перерывы между кормлениями 4,5 – 3 часа, в зависимости от индивидуальной потребности ребенка.

С обретением ребенком свободы передвижения у родителей прибавилось забот: любознательный малыш все хочет потрогать, обследовать, попробовать на вкус. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, следите, чтобы лекарства, моющие средства, уксус находились в недоступном для ребенка месте. Однако часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд, запирают шкафы, тумбочки, заклеивают скотчем ящики. Многочисленные запреты сковывают инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Лучше заполнить доступные для ребенка места в комнате игрушками и такими предметами, которые он может беспрепятственно исследовать.

В этом возрасте (как и ранее, начиная с 6 месяцев) важнейшее значение для психического развития ребенка играет совместная со взрослыми деятельность с предметами. Для общения с окружающими людьми дети уже используют не только мимику, но различные движения, звуки, действия, позы, жесты. Ребенок показывает пальчиком на предмет, который хочет взять в руки, но не может достать; вкладывает в руку взрослого игрушку, с которой хочет играть; изображает, что заводит волчок, побуждая сделать это маму; дергает занятого своими делами взрослого за рукав, чтобы привлечь внимание к себе; отворачивается и отползает, если не хочет одеваться и т.п. Часто малыши, сидя в стуле, бросают игрушки на пол и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Поднятые игрушки малыш бросает снова, и так может продолжаться очень долго. Не следует за это сердиться на ребенка, ведь таким образом он старается вовлечь Вас в совместную игру.

Обязательно выделяйте время для совместных с ребенком игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с Вами. В 9 - 10 мес. малыш, как и раньше, активно обследует окружающие предметы и игрушки: рассматривает, лижет, кусает, вертит в руках, трогает детали, возит и стучит по поверхности стола. Но теперь он может овладеть и более сложными действиями: открывать и закрывать крышечку коробки, вкладывать маленькую формочки друг в друга, перекладывать предметы из одной емкости в другую.

В процессе овладения разнообразными действиями с предметами происходит интеллектуальное развитие ребенка. Родители должны позаботиться о том, чтобы в окружении малыша находились предметы и игрушки, различные по размеру, цвету и форме, выполненные из разных материалов. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Малыш уже пытается подбирать и проталкивать в подходящее отверстие куба предметы разной формы и размера, соединять и разъединять звенья цепи, составленной из пластмассовых деталей с отверстиями, разбирать и собирать матрешку. Такие действия способствуют формированию представлений о целом и части, о форме и размере, стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти.

Среди игрушек должны быть деревянные и пластмассовые кубики; резиновые и поролоновые зверюшки и мячики; формочки, которые можно вкладывать друг в друга или заполнять шариками; резиновые и деревянные молоточки; пирамидки, матрешки, детали конструкторов, заводные игрушки; игрушки – музыкальные инструменты: бубен, шарманка, колокольчики, металлофон. Развивающие игрушки можно не только купить в магазине, но и сделать самим из подручных материалов. Например, заполните горохом пластмассовую бутылочку и завинтите крышку – получится интересная погремушка. Сшейте из разных тканей мешочки и куколки, набейте их разными материалами - ватой, фасолью, мелкой крупой. Изготовьте коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать разные предметы. Также подойдут мамины сумки с разными застежками, старый телефонный аппарат или радиоприемник, крупные пуговицы, катушки, ленты, веревочки, шнурки, которые можно складывать в коробки для рукоделия с разными отделениями. Следите за тем, чтобы у малыша всегда был выбор игрушек и чтобы ему было интересно. Как только интерес к игрушке угасает, предлагайте ребенку что-то новенькое.

С Вашей помощью малыш может овладеть достаточно сложными действиями, научиться гораздо разнообразнее использовать предметы, чем это удается ему в самостоятельной деятельности. В 9 месяцев ребенок уже хорошо приурочивает свои действия к действиям взрослого: строя вместе с мамой башню, подает кубик, катает поочередно с папой друг другу мячик или машинку. Во время одевания малыш тоже пытается действовать совместно со взрослым: протягивает ручку, ножку, подает колготки, показывает, куда надеть ботиночек.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения, да еще ругает за неправильные действия. Не надо требовать от ребенка точного подражания Вашим действиям, это ему еще не по силам. Игра должна оставаться игрой: интересной, желанной, радостной. Постепенно малыш научается выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие.

Обязательно предоставляйте ребенку возможность проявлять инициативу, откликайтесь на инициативные проявления ребенка: подавайте игрушку, выполняйте действия с предметами по его просьбе, подносите к интересующему малыша предмету, назовите его, расскажите о нем.

Примерно к 9 месяцам наступает такой момент, когда малыш начинает ориентироваться на Вашу оценку его действий. Это выражается в том, что он повторяет одобряемое и прекращает порицаемое действие, перестраивает его; радуется поощрениям и огорчается, сердится или обижается при порицании; может сделать что-то "назло", вопреки запрету взрослого. Малыш уже ориентируется на оценку взрослого: нанижет колечко пирамидки на стержень – и смотрит на маму, ждет похвалы. Ваща оценка ребенка и его действий становится особенно важна, поэтому надо очень ответственно поощрениями и порицаниями. В общении со взрослыми малыш переживает успех (или неуспех) своей деятельности, исходя не только из собственного опыта, но и основываясь на оценке старшего. Вот почему так важно вовлекать малыша в совместную игру со взрослым, а не оставлять его подолгу наедине с игрушками. Малыш теряет интерес к предмету по мере исчерпания собственных возможностей, образец же и оценка взрослого зададут ему новые горизонты деятельности, а поощрения усилят чувство уверенности. Ребенок радуется успешно выполненному действию, стремится разделить радость со взрослым. Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним, хвалите его.

Оценки взрослых - важнейший инструмент регуляции поведения малыша, однако родители должны правильно им пользоваться, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Очень послушный и "несвоевольный" ребенок часто оказывается скованным и пассивным.

Следует помнить, что младенец - существо очень любознательное. Ведь проделываемое - для него не баловство (как часто кажется взрослым), а серьезное занятие - постижение окружающего мира. Пытаясь удовлетворить свой интерес, он может сломать игрушку, неловким движением пролить суп, уронить чашку.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это надо осторожно. В этом возрасте дети не способны регулировать свое поведение, руководствуясь словесными требованиями и запретами. Лучше отвлечь малыша и переключить ребенка на более безопасный или интересный предмет. Нужно также иметь в виду, что похвала гораздо информативнее порицания: ругая ребенка, мы говорим ему о том, что делать нельзя, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Если же Вы все-таки ругаете ребенка, за что-либо, делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя порицание к действиям ребенка, но не к его личности. Скажите: "Ты плохо сделал", но не говорите "Ты плохой". Попробуйте объяснить малышу смысл запрета или его проступка. Обязательно завершите разговор словами "Ты такой хороший, я так тебя люблю, а ты плохо сделал и огорчил меня". Следите за тем, чтобы в общении с ребенком похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний.

В 9 - 10 месяцев малыш уже достаточно хорошо понимает речь, выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, "возьми киску, дай ложечку, покажи, где мама, папа, бабушка" и т.п. Малыш и сам использует для общения лепет. Дети, с которыми родители много общаются, показывают и называют предметы, играют в совместные игры, в 9 - 10 мес. начинают произносить первые слова, например, "мя" - мячик, "кх" - кошка и т.п.

Обязательно организовывайте речевые игры с ребенком. Рассматривая изображения животных полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие "речь" того или иного зверька. Например: "Это лягушка, она говорит ква-ква. А это мышка, она тоненько пищит пи-пи-пи". Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха. Со временем ребенок сам начнет подражать и даже отвечать на вопрос "Как пищит мышка?" Эти игры очень полезны для овладения интонационной структурой речи - медведь рычит басом, комарик жужжит, коровка мычит и т.п. Речевые игры важны также и для развития действий по образцу взрослого.

Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций в книжках. Он уже сам может показать, где на картинке рыбка, зайчик или птичка. Если ребенок ошибся, не поправляйте его сразу, не говорите: "Нет, это не зайчик, это птичка", а скажите "Молодец, ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика".

К 10 месяцам ребенок уже имеет представление о своем внешнем облике и узнает себя в зеркале, не путая себя со своим отражением. Дети подолгу играют со своим отражением, совершая разнообразные действия: приближают и отдаляют от зеркала лицо, высовывают язык, делают гримасы, смеются и пр. Следует предоставить ребенку возможность пользоваться зеркалом, повесить его так, чтобы малыш мог видеть себя во весь рост. Учите малыша находить и показывать у себя, у мамы, куклы, мишки различные части лица: лоб, нос, глаза, губы, щеки, уши и пр.

Продолжайте играть с ребенком в игры-потешки:. "Ладушки", прятки, "Сороку-ворону", "Баба сеяла горох" и др. Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ко взрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.


© Все права защищены

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев Снова замаячила на горизонте «юбилейная дата» — 10 месяцев. Пока родители без устали бегают по пятам за неугомонным и стремительным малышом, уже и год наступит!

Физиология десятого месяца

Подолгу сидеть, играя с игрушками, ребенок может, вопрос – хочет ли? Вокруг столько новых открытий. Все больше сил направляется на освоение вертикального положения. Приоритетным видом передвижения остается ползание, но как только на пути возникает интересный комод или диван, то обязательно нужно попробовать возле него встать.

Некоторые детки, хоть и пытаются самостоятельно подниматься возле опоры, но не слишком преуспевают в этом. Пока не стоит переживать и пытаться ускорить процесс, создавая дополнительные нагрузки на позвоночник.

Многие малыши меняют режим сна, уходя от двухразового отдыха в течение дня. Если укладывание на ночь проходит долго и тяжело, возможно, ребенок не успевает уставать. Родители по привычке продолжают соблюдать старый режим, и можно попробовать перейти на новый.

Психология десятого месяца

В этот период активно налаживается связь мышления и моторики. Еще не ясно, будет кроха правшой или левшой, но некоторое различие в работе рук уже есть. Сейчас уделять внимание следует обеим ручкам, развивая оба полушария мозга.

Стоит обратить внимание на сон ребенка. В этом возрасте могут быть выявлены определенные неврологические расстройства. При чрезмерном ночном беспокойстве, не нужно откладывать визит к врачу, который поможет скоординировать дальнейшие действия.

Увеличивается и желание во всем проявлять инициативу. Поощрение этого стремления – обязательная задача родителей. Что-то еще не получается у малыша, неудачи могут вызвать в нем раздражение. Без помощи мамы не обойтись – нужно показать, как сделать правильно, успокоив раздосадованного ребенка и подбодрив его.

Новые навыки

    Сидеть продолжительное время – это занятие не для непосед, но уметь это они уже должны;
    Вставать (хоть пока и у опоры), делать три-четыре шажка (не без поддержки крепкой руки взрослого);
    Бросать все, что попадается под руку и делать это осознанно;
    Использовать предметы по назначению: кубики складывать, неваляшку опрокидывать, мяч катать, колокольчиком звенеть и так далее.

Как проводить время с малышом

Маме и папе по-прежнему нужно контролировать «дозу» запретов в сутки. «Нельзя, брось, бяка» — эти слова не должны звучать ежеминутно. Все опасные вещи (ножи, провода, вазы) убираются подальше, тогда и поводов для одергивания становится меньше.

Сюжетные игры – прекрасное времяпрепровождение. Пусть любимая плюшевая собака уляжется спать, а потом к ней в гости на чаепитие придут куклы. Такие простые истории развивают воображение и показывают ребенку, как можно развлечь себя, ведь пока он об этом и не догадывается.

Начинающий неуверенно шагать малыш – не только источник умиления всех родных, но и новая ступень ответственности. Осанка, походка, первая обувь – все это нуждается в дополнительном контроле со стороны родителей и врачей.

Девять месяцев – этот возраст можно назвать этапом развития подвижности и в целом двигательной активности ребенка. Малыш осознает физическую независимость, самостоятельно перемещаясь с одного места на другое и исследуя недоступные ранее уголки. Сегодня мы расскажем о нормах развития детей данного возраста и о том, что необходимо для освоения и совершенствования дальнейших навыков младенца.

Рост и развитие ребенка в 9 месяцев

На девятом месяце жизни грудничок набирает 500 г веса, показатель роста увеличивается на 1,5 см. Расчеты окружности головы и груди в среднем становятся больше на 0,5-1 см.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику – это знают и родители, и педиатры. Но ориентироваться на средние данные физических показателей детей одного возраста все же необходимо, ведь именно так можно узнать, нет ли у малыша погрешностей в росте и каков темп развития ребенка в целом.

В таблице ниже указаны основные параметры физического развития 9-месячных детей.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

  • Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
  • Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
  • Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола. У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни

Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?

  • Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
  • Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
  • Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
  • Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
  • Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
  • Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д. Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате. Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):

Режим дня девятимесячного ребенка

  • Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – около 14 часов. Количество периодов дневного сна не должно быть меньше двух, при этом дневной сон (в целом) составляет 4-4,5 часа, а на ночной приходится 9-10 часов в сутки.
  • Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут также продолжать просыпаться ночью и требовать грудь. Но эта потребность у малышей обусловлена не голодом, а потребностью быть рядом с мамой.
  • Часто младенцы в этом возрасте имеют проблемы со сном. Причиной этому служит переутомление днем, сбой в налаженном режиме. Приучайте ребенка вставать и ложиться спать в одно и то же время, и кроха начнет спокойно спать и набираться сил по ночам.

У грудного ребенка 9 месяцев режим дня мало чем отличается от содержания режима прошлого месяца жизни. Небольшие изменения можно понаблюдать в таблице ниже, где представлен вариант рационального режима дня девятимесячного малыша.

Время (в часах) Элемент режима
7.00 Пробуждение ребенка, гигиенические процедуры, гимнастика
7.30 Завтрак
8.00 Бодрствование, активные игры
9.00 Развивающие занятия, чтение с мамой, прослушивание музыки
11.00 Перекус
12.00 Прогулка на свежем воздухе, первый дневной сон
14.30 Обед
15.00 Бодрствование, игры, развивающие занятия, массаж
16.00 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
18.30 Перекус
19.00 Бодрствование, чтение с мамой, спокойные игры
20.00 Ужин
21.30 Вечернее купание, подготовка ко сну
22.00 Перекус, укладывание на ночной сон

Уход за малышом в 9 месяцев

За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:

  1. гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
  2. легкая гимнастика;
  3. массаж.

На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.

Купание ребенка в 9 месяцев

Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.

Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение. .

Массаж в 9 месяцев

Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:

  • первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
  • начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
  • животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно. Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
  • особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
  • завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.

Гимнастика в 9 месяцев

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.

Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:

  1. разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
  2. разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
  3. выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
  4. присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
  5. ползания за предметом/игрушкой;
  6. покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.

Примерное меню младенца в 9 месяцев

К девяти месяцам пищеварительная система ребенка уже достаточно окрепла. Первый прикорм позади, кроха дорос до момента, когда впору оценить разнообразие новых вкусов и их сочетаний в продуктах питания. Объем и количество вырабатываемых ферментов для расщепления пищи увеличиваются с каждой неделей жизни, а вместе с ними лучше работают механизмы иммунной защиты организма.

Вот как выглядит примерное меню ребенка в девятый месяц жизни:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока/смеси
Перекус 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра
Обед 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока/ смеси
Перекус 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье
Ужин 60-70 г отварного мяса в пюре, 60 г овощного пюре или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока/смеси
Перекус (перед сном) 150-200 мл кефира либо грудного молока/ смеси

Важно! Постепенно сокращается количество «молочных» кормлений. В 9-ый месяц жизни дети на грудном вскармливании получают материнское молоко 3-4 раза в сутки, а малышам-искусственникам становится достаточно 2-3 порций смеси в день.

Что едим?

В таблице перечислены основные продукты, которые составляют рацион ребенка в данный период жизни.

Продукт Размер порции
Кефир, детский йогурт, молоко (для варки каш) 150-200 мл в день
Мясные пюре (говядина, свинина, индейка, кролик) до 50 г в день
Рыба (треска, хек, пикша, лосось, минтай, форель) Начинаем давать с 1 ч.л., за 2-3 приема пищи доводим до порции в 50 г/день. До года давать рыбу не чаще 1-2 раз в неделю.
Овощи (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель, морковь, свекла, тыква) и каши (рисовая, гречневая, кукурузная, пшеничная, ячневая) до 180 мл в день
Фруктовые соки и пюре (яблоко, груша, персик, абрикос, слива) 80-90 мл в день
Нежирный творог (не более 3 %) не более 40 г в день
Желток 20-30 г в день
Детское печенье, сухарик 5 г

Вкусные и полезные рецепты для малыша

Режим питания девятимесячного ребенка предусматривает до 5-6 кормлений в день, включая перекусы. Старайтесь разнообразить повседневное меню своего чада. Помните, что правильно приготовленный прикорм – это источник питательных веществ для маленьких детей. Не знаете, что приготовить крохотному гурману? Предлагаем вам несколько рецептов для полноценной детской трапезы.

Картофельно-кабачковый салат

Вымойте и почистите 2 картофелины среднего размера. Нарежьте овощ на мелкие кубики, поместите в небольшую кастрюлю и налейте в неё воды на половину объема. Половину кабачка очистите, порежьте кусочками и добавьте к картофелю. Поставьте кастрюлю на средний огонь, доведите до кипения. После 5-7 минут кипения слейте воду, овощи разомните и остудите до комнатной температуры. Добавьте 1 ч.л. растительного масла (желательно – оливкового).

Филе трески с рисом

Вскипятите в кастрюле 1 л воды. В кипящую воду добавьте 1,5 ст.л. риса и маленькую часть (не более 4-5 см) очищенного стебля лука порея. Варите на медленном огне. Спустя 15 минут добавьте в кастрюлю 30 г охлажденного филе трески. Варите еще 7 минут, затем снимите с огня и слейте в отдельную емкость бульон. Смешайте рис с луком-пореем и треской, добавьте 2-3 ст.л. бульона и заправьте блюдо парой капель оливкового масла.

Овсяная каша на молоке с персиком

1 спелый персик вымойте, очистите от кожуры и измельчите с помощью крупной терки. Вскипятите 100 мл молока (жирностью не более 2,5%). В закипевшее молоко всыпьте тонкой струйкой 1 ст.л. овсяной крупы, предназначенной для варки. Добавьте натертый персик. Томите на слабом огне 3-5 минут, затем снимите с плиты и охладите до комфортного состояния (каша должна подаваться теплой).

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка.

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев

В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?

Игрушки

Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных. В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.

Каталка

С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!

Книжки-игрушки

Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.

Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).

Развивающий центр

Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.