Требования к питанию: питание должно быть разнообразным питание должно соответствовать типу дня (день заезда, обычный ходовой, ходовой с нагрузкой (переноска груза), перевальный день, день отдыха (дневка), полудневка. питание должно быть легко и быстро приготовляемым питание должно быть максимально легким по удельному весу (обычно это достигается путем усушки или сублимации)
Группы продуктов (условно) КРУПЫ И МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ, МУКА КОНСЕРВЫ (МЯСНЫЕ, РЫБНЫЕ и ОВОЩНЫЕ) ЖИРЫ ВЫПЕЧКА (ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИ) ПРИПРАВЫ (специи, соль) ОВОЩИ и иные СУБПРОДУКТЫ и СУХОФРУКТЫ СЛАДОСТИ (КОНФЕТЫ и САХАР) МЯСОПРОДУКТЫ (КОЛБАСЫ, САЛО, РЫБА) Молочные продукты и подобное (СЫР, СУХОЕ МОЛОКО, ЯИЧНЫЙ ПОРОШОК, ТОПЛЕНОЕ МАСЛО) НАПИТКИ (КОМПОТНАЯ СМЕСЬ, КИСЕЛЬ, КАКАО, КОФЕ, ЧАЙ)
Тактика питания: как готовить посуда (котелки, кастрюли, половники) источники тепла – примуса, газовые горелки, костер Вспомогательные аксессуары - экраны от ветра, ухватки, половники, досточки от ветра, открывашки для консервных банок. Кроме того очень удобны дополнительные пластмассовые миски – для разведения или растворения чего-то, а также мытья круп.
Костер для приготовления обеда Костер для приготовления обеда разлагают так, чтобы его не задувало, а пламя ровно обогревало котелок. Ведра, котлы, висящие над огнем, надо передвигать или снимать в рукавице или тряпкой, чтобы не обжечься Способы размещения котелка над огнем
Приготовление пищи Соль кладите в пищу по вкусу. Ориентировочно на кружку крупы вам понадобится чайная ложка соли, для молочных и сладких каш половина ложки. В концентратах супов, каш и тушенке уже есть соль. Каша до загустения варится (при помешивании) на сильном огне, а затем на слабом
Тема
ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ. ДНЕВНАЯ НОРМА
Цели и задачи:
- Познакомить с этапами подготовки к туристическому походу с учетом решения продовольственных задач.
- Научить приготовлению обеда в походных условиях.
- Воспитывать бережное отношение к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.
Ход занятия.
Организационный момент и ТБ.
Вводная часть
Работа над темой
1. Для сохранения здоровья, “отдыха от города”, получения “мышечной радости” человек идет на природу. Тяжелый рюкзак - не лучший спутник в походе. Облегчить его - дело не простое. Но этому надо и можно научиться. Какие виды походов вы знаете? (поход выходного дня, многодневные категорийные путешествия).
Одно-двух дневные походы – это отдых, это праздник. Поэтому здесь все должно быть праздничным: и настроение, и питание. Рацион свой туристы стараются сделать праздничным. Укороченный ходовой день также влияет на организацию питания.
Разрабатывать меню нужно не только для многодневных походов, но и для походов выходного дня. Для этого выбираем завхоза, который разработает меню и распределит подготовку блюд среди участников похода.
2. Состав суточного рациона туриста.
Походный режим питания – это трехразовое горячее и один сухой паек на большом привале. Хотя может быть по-другому, но об этом чуть позже. Составляя суточный рацион, нужно помнить, что чем разнообразнее продукты и сами блюда, тем больше организм туриста получает необходимых питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов. Как мы называем такое питание? Рациональное, сбалансированное.
Чтобы питание было рациональным, необходимо брать с собой в поход следующие продукты:
Белки получают с мясной пищей. Это могут быть мясные консервы, сублимированное мясо (это способ сушки), бульонные мясные кубики, копченое мясо, сырокопченая колбаса, которая долго не портится. Пищу, богатую белками, дают в первой половине дня, так как она способствует выработке энергии, а если употреблять ее за ужином, то это будет препятствовать наступлению сна.
Жиры получают со сливочным маслом, растительным маслом, салом, сухариками. Вместо растительного масла можно применять халву. Использовать смесь орехов с изюмом, курагой.
От 15 до 25 % от калорийности рациона должны составлять крупы.
В походе используют пищевые концентраты, суповые наборы, готовые каши, блюда быстрого приготовления: картофельное пюре.
Большая часть продуктов берется в сушеном виде.
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ В ОДНОДНЕВНОМ ПОХОДЕ
Общая калорийность питания в день 2700- 3 000 ккал.
Завтрак (1000-1100 ккал)
Каша гречневая с маслом и сахаром. Компот. Сухари и галеты.
Питание на привалах и в движении (700 ккал), г
Сыр 25. Колбаса, корейка 25. Консервы рыбные 25. Сухари 40.
Сахар, конфеты 50. Глюкоза 10. Напитки сладкие.
Ужин (1000-1100 ккал)
Вермишель с мясом. Кисель. Сухари и печенье.
Как необходимо разводить костер?
В походе блюда могут готовиться на костре, примусе, в земляной духовке
Костер должен располагаться не ближе 8-10 метров от палатки. При разведении костра в хвойном лесу не следует разводить большой костер, так как искры могут привести к самому опасному верховому пожару. И не разводить костер близко к деревьям и кустарникам, на участках с сухой травой, на вырубках. С костровой площадки надо снять дерн, вокруг убрать сухую листву, хвою. Лучше использовать старое кострище.
Уходя с места привала, костер заливают водой, кострище закрывают дерном. Такое бережное отношение к природе позволит в течение многих лет использовать одни и те же красивые места.
Сначала используют костер типа “шалашик” для быстрого получения необходимой величины пламени. Как только такой костер хорошо разгорится, добавляют крупно поколотые дрова – это тип “колодец”.
Правила безопасности при варке пищи на костре.
- Ведра и котелки, висящие над огнем, передвигать или снимать, только предварительно надев рукавицу.
- Нельзя работать у костра без одежды, защищающей тело от ожогов.
- Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Ничего не подозревающие туристы могут случайно задеть ведро и обварить ногу. Ведра с приготовленной пищей должны либо висеть ближе к стойке (не над огнем), либо стоять на земле у самой стойки, “на виду”, либо размещаться на специально установленной перекладине на видном месте.
- Необходимо постоянно следить за костром.
Какая посуда используется в походе?
(котелки, ведра с крышкой, 2-3 фанерки: для нарезки продуктов, в качестве подставки, кухонные ножи, миски, ложки, половник)
А если мы забыли половник? (консервную банку прикрепляют к деревянной ручке)
Не забываем об экологии. Отправляясь в поход, не забывайте, что мы можем отрицательно воздействовать на природу: вытаптывать почву, уничтожать растительность, животных, насекомых. Полиэтиленовая тара, стеклянные бутылки, одноразовая посуда засоряют опушки лесов, поляны, берега рек и водоемов, поэтому все отходы, не подлежащие разложению естественным путем (ржавение, гниение), должны быть собраны в мусорный пакет и отнесены в первый населённый пункт по месту следования маршрута. Не потушенный костер нередко становится причиной пожара. Помните, что мы в гостях у природы , а природа любит порядок и очень нуждается в нем.
Задание на дом. Заварить травяной чай и сделать бутерброды с различными продуктами для похода (масло, сыр, рыба, колбаса).
Практическая часть
Разведение костра. Приготовление кипятка для чая. Заваривание травяных чаев.
Дегустация приготовленного чая с бутербродами.
Затем эстафеты с шашками, конкурсы на ловкость и вестибулярный аппарат.
Класс: 7
Цели урока:
- Познакомить с этапами подготовки к туристическому походу с учетом решения экологических задач.
- Научить приготовлению обеда в походных условиях.
- Воспитывать бережное отношение к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.
Оборудование:
- Транспарант “Обед в походных условиях”, “Новые слова”.
- Коллекция “Дикорастущие растения и блюда из них”.
- Фотографии туристических походов, иллюстрации типов костров (Рисунок 1), растений, ягод, грибов.
- Доклады: “Состав суточного рациона туриста”, “Хранение, транспортировка и учет продуктов в походе”, “Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе. Костровые приспособления”, “Питание группы в экстремальных условиях”.
- Рюкзак с продуктами для похода.
- Таблица “Типовое меню”.
- Технологическая карта “Правила безопасности при варке пищи на костре”, “Кулеш “Походный””.
- Тетради с походными рецептами первых, вторых блюд, напитков, мучных изделий (Рисунок 2).
- Кухонный инвентарь, посуда.
Межпредметные связи.
- “ОБЖ”, 6 класс.
- “Биология”, 6-7 классы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение технико-технологических сведений.
1) Сообщение темы урока:
“Обед в походных условиях”.
2) Учитель:
Для сохранения здоровья, “отдыха от города”, получения “мышечной радости” человек идет на природу. Тяжелый рюкзак - не лучший спутник в походе. Облегчить его - дело не простое. Но этому надо и можно научиться. Какие виды походов вы знаете?
(поход выходного дня, многодневные категорийные путешествия).
Одно-двух дневные походы – это отдых, это праздник. Поэтому здесь все должно быть праздничным: и настроение, и питание. Рацион свой туристы стараются сделать праздничным.
3) Сценка “Подготовка к походу”.
Посмотрим, что взяли с собой в поход наши туристы?
Ученик вынимает из рюкзака снаряжение:
Отправляемся в поход.
Кто и что с собой возьмет?
Сваренные вкрутую яйца,
Бутерброды с колбасой,
Небольшой кусочек сыра
И бутылочку с водой.
Колбасу, кусочки хлеба,
Мы пожарим над костром.
Вот и праздничные блюда.
Угощайтесь всем столом.
Такой “разнообразный” обед настроение не поднимет. Поэтому разрабатывать меню нужно не только для многодневных походов, но и для походов выходного дня. Для этого выбираем завхоза, который разработает меню и распределит подготовку блюд среди участников похода. Завхозом у нас будет бригадир, а все остальные – участники похода. Будем “облегчать” ваши рюкзаки, но не скорейшим съедением продуктов, а правильной их подготовкой. Ведь в многодневный поход всякие разносолы с собой не возьмешь: ни мешок картошки, ни кочан капусты, а уж свежий хлеб тем более.
4) Состав суточного рациона туриста.
Походный режим питания – это трехразовое горячее и один сухой паек на большом привале. Хотя может быть по-другому, но об этом чуть позже. Составляя суточный рацион, нужно помнить, что чем разнообразнее продукты и сами блюда, тем больше организм туриста получает необходимых питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов. Как мы называем такое питание?
(рациональное, сбалансированное)
Мы готовились к данному уроку, у нас есть доклады на некоторые темы. Расскажите, что необходимо брать с собой в поход, чтобы питание было рациональным.
Доклад – сообщение ученика:
Белки получают с мясной пищей. Это могут быть мясные консервы, сублимированное мясо (это способ сушки), бульонные мясные кубики, копченое мясо, сырокопченая колбаса, которая долго не портится. Пищу, богатую белками, дают в первой половине дня, так как она способствует выработке энергии, а если употреблять ее за ужином, то это будет препятствовать наступлению сна.
Жиры получают со сливочным маслом, растительным маслом, салом, сухариками. Вместо растительного масла можно применять халву. Использовать смесь орехов с изюмом, курагой.
От 15 до 25 % от калорийности рациона должны составлять крупы.
В походе используют пищевые концентраты, суповые наборы, готовые каши, блюда быстрого приготовления: картофельное пюре.
Большая часть продуктов берется в сушеном виде.
А какие продукты можно взять с собой в сушеном виде?
(картофель, капуста, лук, морковь, перец, томатная паста, фрукты)
Сейчас в магазинах можно приобрести сушеные овощи и фрукты и не обременять себя этим занятием. Но лучше делать это самим, так как вы будете знать, что вы насушили и что ваши продукты не подвергались дополнительной обработке, которая может быть вредна для организма. Это использование красителей и консервантов.
А с какими продуктами в походе мы получим витамин Д?
(это витамин солнца, надо больше времени проводить на воздухе)
5) Хранение, транспортировка и учет продуктов.
С продуктами определились, а ведь самое главное – это правильно организовать хранение продуктов. Как это сделать?
Доклад – сообщение ученика:
Если в поход мы берем сухари, крупы, макаронные изделия, сухое молоко, вяленую рыбу, чай, муку, то эти продукты долго не портятся. Главное, нужно продукты расфасовать, разложить по полиэтиленовым пакетам с учетом одноразового использования. А чтобы целлофан не рвался, каждую такую норму заворачиваем в мешок из легкой ткани. На мешочках можно сделать надписи.
Растительное масло, томатный соус хранят в небольших пластиковых бутылках.
А если мы используем консервы, то их лучше использовать сразу, чтобы затем не отравиться. И обязательно перед употреблением посмотреть срок годности на крышке.
6) “Типовое меню” - работа с таблицей.
Кто при подготовке похода заблаговременно составляет меню?
Закупка продуктов проводится по запланированному ассортименту и в требуемых количествах. Предусмотренное таким меню количество дней составляет цикл питания, который может повторяться несколько раз. У вас на столах лежит “Типовое меню”, которое рассчитано на 3 этапа сложности. В меню входит завтрак, ужин и питание на привале и в движении. На каждом этапе своя норма калорийности питания. Как вы думаете, с чем это связано?
Типовое меню.
Повторяемость блюд на каждом этапе - трое суток. По мере усложнения маршрута при переходе от одного этапа к другому увеличивается и калорийность питания.
1-й этап. Общая калорийность питания в день 2700- 3 000 ккал.
Завтрак (1000-1100 ккал)
Каша гречневая с маслом и сахаром. Компот. Сухари и галеты.
Питание на привалах и в движении (700 ккал), г
Сыр 25. Колбаса, корейка 25. Консервы рыбные 25. Сухари 40.
Сахар, конфеты 50. Глюкоза 10. Напитки сладкие.
Ужин (1000-1100 ккал)
Вермишель с мясом. Кисель. Сухари и печенье.
2-й этап. Общая калорийность питания в день 3400- 4 000 ккал.
Завтрак (1100-1500 ккал)
Картофельное пюре на молоке с мясом и маслом. Чай с сахаром. Сухари и печенье.
Питание на привалах и в движении (до 1200 ккал), г.
Колбаса, корейка 25. Паштет мясной 20. Вобла вяленая 10. Сыр 25.
Халва 25. Сухари 40. Сахар, конфеты 80. Глюкоза 20. Напитки сладкие.
Ужин (1100-1300 ккал)
Толокно с маслом на молоке. Кисель. Сухари и галеты.
3-й этап. Общая калорийность питания в день 4500- 6500 ккал.
Завтрак (1500-1800 ккал)
Суп мясной с макаронами. Мясо свиное сублимированное жареное с картофельным пюре и томатным соусом. Кисель. Сухари и сушки.
Питание на привалах и в движении (1700-3000 ккал), г
Колбаса и копчености 25-50. Паштет печеночный 25-50. Печень трески, шпроты 25-50. Сыр 25 - 50. Масло шоколадное 30. Халва 40-60. Орехи грецкие с изюмом 50. Сахар, конфеты 60. Глюкоза 50. Сухари 50-100. Напитки сладкие.
Ужин (1 300-1700 ккал)
Кильки. Толокно на молоке с маслом и сахаром. Мясо консервированное, жареное с луком. Кисель холодный. Чай с сахаром и повидлом. Сухари и галеты.
С увеличением сложности маршрута, увеличивается калорийность блюд. Чтобы вы добавили или изменили в меню каждого из этапов?
А завхоз, составляя меню, должен учитывать вкусы членов похода?
7) Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи, костровые приспособления.
В походе блюда могут готовиться на костре, примусе, в земляной духовке. Как необходимо разводить костер?
Доклад – сообщение ученика:
Костер должен располагаться не ближе 8-10 метров от палатки. При разведении костра в хвойном лесу не следует разводить большой костер, так как искры могут привести к самому опасному верховому пожару. И не разводить костер близко к деревьям и кустарникам, на участках с сухой травой, на вырубках. С костровой площадки надо снять дерн, вокруг убрать сухую листву, хвою. Лучше использовать старое кострище.
Уходя с места привала, костер заливают водой, кострище закрывают дерном. Такое бережное отношение к природе позволит в течение многих лет использовать одни и те же красивые места.
Сначала используют костер типа “шалашик” для быстрого получения необходимой величины пламени. Как только такой костер хорошо разгорится, добавляют крупно поколотые дрова – это тип “колодец”.
Для приготовления блинов, оладьев, шашлыка, для жарения на углях применяется такой тип очага, как “канава” длиной около 1 метра и глубиной 15-20 см.
Рисунок 1.
8) Правила безопасности при варке пищи на костре.
Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре. (Правила лежат на столах)
Меры безопасности при варке пищи на костре.
- Ведра и котелки, висящие над огнем, передвигать или снимать, только предварительно надев рукавицу.
- Нельзя работать у костра без одежды, защищающей тело от ожогов.
- Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Ничего не подозревающие туристы могут случайно задеть ведро и обварить ногу. Ведра с приготовленной пищей должны либо висеть ближе к стойке (не над огнем), либо стоять на земле у самой стойки, “на виду”, либо размещаться на специально установленной перекладине на видном месте.
- Необходимо постоянно следить за костром.
Какая посуда используется в походе?
(котелки, ведра с крышкой, 2-3 фанерки: для нарезки продуктов, в качестве подставки, кухонные ножи, миски, ложки, половник)
А если вы забыли половник?
(консервную банку прикрепляют к деревянной ручке)
Отправляясь в поход, не забывайте, что мы можем отрицательно воздействовать на природу: вытаптывать почву, уничтожать растительность, животных, насекомых. Полиэтиленовая тара, консервные банки, бутылки и другие отходы засоряют опушки лесов, поляны, берега рек и водоемов. Оставленный костер нередко становится причиной пожара. Помните, что это мы в гостях у природы, а природа любит порядок.
9) Питание группы в экстремальных условиях.
В походе может быть чрезвычайное происшествие, болезнь одного из участников, неблагополучные обстоятельства. Как долго группа может находиться без продуктов?
Доклад – сообщение ученика:
Голод мучителен первые 3-5 дней, организм перестраивается на питание собственными запасами. Главное – это полная уверенность в благополучном окончании похода.
Пищу можно добыть охотой, рыбалкой, отыскать съедобные орехи, ягоды, грибы, растения. Нельзя употреблять неизвестные ягоды и грибы.
У растений можно есть корни, луковицы, стебли, листья, почки. Но не путать съедобные растения с ядовитыми. Никогда не употреблять растения, выделяющие млечный сок или растения с неприятным запахом.
У нас собрана коллекция растений с рецептами блюд из них. На уроках ОБЖ вы тоже знакомились с такими блюдами.
10) Способы обеззараживания воды.
В поход большое количество воды не возьмешь, поэтому возможно питье из неизвестных источников: реки, озера. Такую воду необходимо очищать. Какие способы очистки воды вы помните?
(кипячение – после трех минут кипячения микробы начинают погибать, а через 10 минут – вода очищена от микроорганизмов;
- фильтр из консервной банки – в дне банки пробить много дырочек, на дно положить камушки, потом угли, сверху засыпать чистым песком;
- фильтровать через несколько слоев марли;
- добавить в воду марганцовку до получения светло-розового цвета или раствор йода.)
Мы вами подготовили много рецептов первых, вторых блюд, напитков, даже мучных изделий в походе. Вы можете приготовить салаты из дикорастущих трав, эти же травы использовать для первых и вторых блюд, для заваривания чая. Расскажите о самых интересных блюдах?
Рисунок 2.
11) Работа с рецептом приготовления кулеша.
Сегодня мы с вами познакомимся с блюдом полужидким – это кулеш. Откуда произошло это слово? В южных областях слово кулеш обозначало: кашица, размазенька, саламатка, завара разного рода. В Рязанской губернии так называли жидкую размазню, похлебку с солониной из горохового толокна с салом. В Псковской губернии кулеш, куленя - это толстяк. По густоте кулеш занимает промежуточное место между супами и вторыми блюдами. Туристы чаще называют это блюдо “суп-каша”. Оно заменяет обед из двух блюд, экономит топливо и время.
Прочитаем рецепт и разберем последовательность приготовления кулеша.
Кулеш "Походный".
Продукты: макаронные изделия 0,6 кг, морковь сушеная 5 ст.л., лук сушеный 2 ст. л., сухая томатная паста 10 г, тушенка 100 г, соль 1 ст. л., перец красный по вкусу, зелень сушеная 2 ст. л., лавровый лист 3 шт.
В 7 литров кипящей воды всыпают макаронные изделия и варят 20-25 минут. Затем добавляют смесь и оставляют котел на слабом огне еще 10 минут. В готовое блюдо кладут сливочное масло по 0,5 ст. л. на порцию. Вместо макаронных изделий можно использовать пшенную, гречневую или рисовую крупу. Если по каким-либо причинам был пропущен обед, то для кулеша может быть использован любой суп и половина крупы, приготовленной для вечерней каши.
12) Правила безопасности труда при работе с ножами, с электроплитой, с горячей жидкостью.
III. Практическая работа.
- Приготовление кулеша.
- Заваривание травяных чаев.
- Дегустация приготовленных блюд.
Итог урока. Анализ работы учащихся и допущенных отклонений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр краеведения и туризма»
Урок-Игра
«Питание в туристском походе»
(
рассчитан для педагогов дополнительного образования и классных руководителей, занимающихся туристской деятельностью, туристских организаторов)
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Буриева О.Г.
Мичуринск 2018 г
Урок-Игра
«Питание в туристском походе»
Назначение урок-игра: рассчитан для педагогов дополнительного образования и классных руководителей, занимающихся туристской деятельностью, туристских организаторов.
Цель занятия: Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для приготовления пиши в походных условиях.
Задачи занятия:
- формировать умения и навыки дежурных в походе;
- развить навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
- способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания учащихся.
Для занятия необходимо:
1. ММС (проектор)
2. ёмкость с различной крупой
3. повязки на глаза
4. картинки с изображением сладостей
5. картинки с изображением растений
6. тарелка с приготовленной кашей
7. стаканчики с напитками
8. листы бумаги и карандаши
Методом урока-игры проводиться итоговое занятие, при изучении темы «Питание в походе». Для закрепления знаний и отработки навыков, в условиях приближения обучения к жизненной ситуации. Игра проводиться для детей, занимающихся в объединении «Юные туристы», первого года обучения, т.е. детей 10-11лет.
Занятия в виде игры - соревнования, оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение, активизируют участников. Кроме базового объёма знаний, нужно проявить смекалку, интуицию, творчество.
Новый материал:
Рацион питания
Рассмотрим общие правила питания в походе.
Рацион - порция пищи на определенное время.
Меню - набор продуктов или блюд.
Режим питания - распорядок приёма пищи.
Вечернее чаепитие - настоящий обряд, снимающий эмоциональные перегрузки. Поэтому чая должно быть много, и к нему хорошо припасти чего-нибудь вкусного.
Какие продукты можно брать с собой в поход?
Ученик(ца): - Для походов выходного дня годятся любые продукты, которые не испортятся до конца маршрута, главное не брать консервы в стеклянных банках, иначе придётся извлекать осколки из вещей. Собираясь в несложные многодневные походы летом, надо выбирать, прежде всего, те продукты, которые не испортятся на жаре. Творог, сметана, варёная колбаса не подойдут. Лучше взять тушёнку, рыбные консервы, овощи.
Упаковка, хранение и транспортировка продуктов
Прежде чем разместить продукты по рюкзакам их надо правильно упаковать. Упаковка должна обеспечить сохранность продуктов в течении всего похода. А ещё она должна удобно ложиться в рюкзак и быть лёгкой. Если фасованные продукты боятся сырости, их кладут в полиэтилен, сыпучие продукты удобнее всего пересыпать в пластиковые бутылки.
Ход игры - соревнования
I. Организационный момент.
Деление участников на команды. Пока участники придумывают название команды. Позвольте представить экспертную группу:
1. _________________________
2. _________________________
3. _________________________
II. Задания для команд.
1. Разминка. Завхозы наших команд должны закупить продукты перед походом. В этом нелёгком выборе, им поможет вся команда. Я по очереди буду перечислять название продуктов. Если продукты подходят для похода, вы - хлопните, а если их, по определённым причинам, взять нельзя - топните (если дети ошибаются необходимо дать пояснение).
Например: молоко имеет маленький срок хранения, но его можно заменить сухим молоком или сгущенным. Арбуз - большой вес и объём, можно заменить цукатами или сухофруктами). Чья команда сделает меньше ошибок - получает флажок.
Готовы?
Набор продуктов:
Рис, макароны, хлеб, молоко, сухофрукты, сосиски, холодец, консервы, сухари, сметана, мороженое, чай, торт, картофель, арбуз, леденцы, сыр, тушёнка, сгущёнка, яйца, помидоры…..
2. «Контрольная закупка» Сейчас на экране, вы увидите картинки со сладостями. Я их покажу очень быстро. Вы должны запомнить, а потом записать на листочках и пометить лишь те, которые можно брать с собой в поход. (Приложение 1) Чья команда сделает меньше ошибок - получает флажок.
3. «Ситуация». У нашей группы был сложный переход. Долго искали подходящее место для ночлега, ведь на следующий день у нас запланирована «днёвка». Смеркалось. Наконец-то стоянка найдена, но уже наступила темнота. Во время обустройства лагеря и разведения костра, выяснилось, что батарейки в фонарике окончательно сели. А варить ужин необходимо. Наши дежурные должны определить крупу на ощупь. Я прошу завязать глаза одному из участников, который и будет нашим дежурным. Пожалуйста, определите, что за крупа находится перед вами. Получает флажок та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Название крупы запишите на листочках.
4. Природная кладовая. Природа солнышком украсила поляну, на которой расположилась группа! Красота! А сколько полезного и вкусного вокруг! Мы с вами уже знаем, что туристы всегда стремятся разнообразить походный рацион. Сейчас на экране вам будет представлен фоторяд дикорастущих растений, вам нужно написать на листочках название растений, и для какого блюда его можно использовать! (Приложение 2)
Подведение итогов.
Члены экспертной группы подсчитывают результаты команд и объявляют победителя.
Рефлексия.
1.Понравился ли вам урок?
2.Что именно понравилось в уроке?
3.Чтобы вы хотели добавить к нашему уроку?
Приложение 1
Картинки для конкурса «Контрольная закупка»
Приложение 2
Картинки для конкурса «Природная кладовая»
Приложение 3
Рис.1 Упаковка продуктов
Приложение 4
Рис.2 Транспортировка продуктов
Приложение 5
Рис.3 Раскладка на 2 дня