Человеческий организм под микроскопом. Ткани и органы человека под микроскопом (15 фото). Приготовление гистологического образца

Красные кровяные тельца

Расщепленный человеческий волос

Клетки Пуркинье

Чувствительные волоски уха

Кровеносные сосуды зрительного нерва

Вкусовой сосочек языка

Зубной налет

Легочные альвеолы

Ворсинки тонкой кишки

Давай совершим путешествие по своему телу при помощи микроскопа! Начиная с головы и заканчивая органами таза. Я думаю тебе будет очень интересно!

Почти все из представленных здесь изображений сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ). Испускаемый таким прибором пучок электронов взаимодействует с атомами нужного объекта, результатом чего становятся 3D-изображения высочайшей разрешающей способности. Увеличение в 250 000 раз позволяет разглядеть детали размером 1-5 нанометров (то есть миллиардных долей метра).

Первое СЭМ-изображение получил в 1935 году Макс Кнолль, а уже в 1965 году Кембриджская инструментальная компания предложила фирме «Дюпон» свой «Стереоскан». Сейчас такие устройства широко применяются в научно-исследовательских центрах.

1 Красные кровяные тельца

Здесь изображена, можно сказать, основа твоей крови - красные кровяные тельца. На этих симпатичных двояковогнутых клетках лежит ответственная задача разносить по всему телу кислород. Обычно в одном кубическом миллиметре крови таких клеток 4-5 миллионов у женщин и 5-6 миллионов у мужчин. У людей, живущих на высокогорье, где ощущается недостаток кислорода, красных телец еще больше.

2 Расщепленный человеческий волос

Чтобы избежать такого невидимого для обычного глаза расщепления волос, надо регулярно стричься и пользоваться хорошими шампунями.

3 Клетки Пуркинье

Из 100 миллиардов нейронов твоего мозга клетки Пуркинье одни из самых крупных. Помимо прочего, они отвечают в коре мозжечка за двигательную координацию. На них губительно действуют как отравление алкоголем.

4 Чувствительные волоски уха

Вот как выглядят стереоцилии, то есть чувствительные элементы вестибулярного аппарата внутри твоего уха. Улавливая звуковые колебания, они контролируют ответные механические движения и действия.

5 Кровеносные сосуды зрительного нерва

Здесь изображены кровеносные сосуды сетчатки глаза, выходящие из окрашенного в черный цвет диска зрительного нерва.

6 Вкусовой сосочек языка

На языке у человека находится около 10 000 вкусовых рецепторов, которые помогают определить на вкус соленое, кислое, горькое, сладкое и острое.

7 Зубной налет

Чтобы на зубах не было таких похожих на необмолоченные колоски наслоений, желательно чистить зубы почаще.

8 Легочные альвеолы

Перед тобой вид твоего легкого изнутри. Пустые полости - это альвеолы, где и происходит обмен кислорода на углекислый газ. У курильщика эти альвеолы черные. Курение это вред здоровью.

9 Ворсинки тонкой кишки

Ворсинки тонкой кишки увеличивают ее площадь, что способствует лучшему усвоению пищи. Это выросты неправильной цилиндрической формы высотой до 1,2 миллиметра. Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань. При внимательном рассмотрении можно заметить в бороздках пищевые остатки.

Береги своё здоровье!

Тема : Изучение строения клетки и тканей организма под микроскопом .

1.Изучить клетку и ткани организма человека. 2.Развивать навыки наблюдения, сравнивания, работая с микроскопом.

3.Воспитание культуры поведения.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2. Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(1-5)

Проверка выполнения таблицы в тетради. Стр: 28.

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

.

Цель: Ознакомление со строением клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Порядок работы:

1.Рассмотреть готовые препараты строения клеток разных тканей. Найти структурные элементы(мембрану, цитоплазму, ядро)

2 Нарисовать рассмотренные клетки с указанием органоидов, увиденных под микроскопом.

3.Рассмотрите под микроскопом ткани:

А) поперечнополосатую мышечную

б) поперечнополосатую сердечную;

В) гладкую мышечную

Г) эпителиальную (различных эпителий)

Д) костную.

Е) нервную.

Сделайте выводы:

1.В чем сходство и различия в строении этих тканей.

2. Найдите структурные части этих тканей.

3. Определите, одинаково ли в тканях расположены клетки?

4.Нарисуйте рассмотренные ткани.Подпишите их. Сравните с рисунком втканей в учебнике.

Заполните таблицу в тетради.

Ткани и их функции

Название ткани

строение

Расположение в организме

Поперечнополосатая

Гладкая мышца

Соединительная

Эпителиальная

Домашнее задание: §7 и 8.

8 класс выполняет лабораторную работу № 1.

Тема: Поджелудочная, надпочечники, половые железы.

1.Изучить функцию смешанных желез.

2.Развивать знания в области физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение упр №1-№3.

3.Изучение новой темы.

Поджелудочная железа:

1.Строение: гшоловка, тело, хвост.

2.Функция: образует пищеварительный сок с ферментами.

(внешнесекреторная функция)

внутрисекреторные клетки вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон регулирующие углеводный обмен.

Надпочечники

1.строение

2.функция.

Половые железы:

1.Строение

2.Функция.

4.Закрепление.

Работа с терминами.

5.Оценивание.

:.Домашнее задание.§12-13.

Тема: Строение и функции нервной системы.

1.Изучить строение нейрона

2.Развивать интерес к анатомии и физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение таблицы с.43.Опрос по ЖВС.

3.Изучение новой темы.

Нейрон

2.Дендриты

4.Рецепторы.

В местах соединения дендритов образуются Синапсы.

Передача сигналов через синапсы осуществляется с помощью медиаторов.

4.Закрепление.

Чтение текста.

Рисуем по памяти нейрон.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§14.

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1.Изучить функцию рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

2. Развивать наблюдательность, внимательность.

3.Воспитание трудолюбия.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Резиновый молоточек.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Зарисовать и указать части нейрона.

3.Изучение новой темы.

Рефлекс.-это ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс.

    Чувствительные рецепторы проводят импульс в нервную систему. Центростремительным путем.

    Двигательные рецепторы отвечают на рефлекс.

    Центробежным путем.

4.Закрепление.

Лабораторная работа № 2

«Изучение коленного рефлекса»

Сделайте рисунок рефлекторной дуги. Цветными маркерами выделите ее части..

Работа выполняется согласно плана, и сдается на проверку.

5.Домашняя работа:§14.

Урок № 14.

Тема: Строение и функции спинного мозга.

1.Изучить строение спинного мозга.

2.Развивать навыки исследования.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблицы. Схема спинного мозга.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Укажите части коленного рефлекса. Заполните таблицу.Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Нервная система

Центральная периферическая.

Строение спинного мозга.

Мозг расположен в нутрии позвоночного столба.белы шнур диаметром 1 см. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества.(найдите в тексте характеристику)

Спинной мозг состоит из 31 сегмента. Передние и задние корешки образуют смешанные нервы.

Передние составляют двигательные волокна;

Задние корешеи составляют чувствительные волокта.

Функция спинного мозга:

1.Рефлекторная

2.Проводниковая.

4.Закрепление.

Заполнить таблицу.

5.Домашнее задание:§15.

Урок № 15.

Тема: Строение и функции головного мозга. Большие полушария, гигиена нервной системы.

1Изучить основные отделы головного мозга и их функцию.

2.Развивать познание анатомии и физиологии организма.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, макет.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания:

Проверка заполнения таблиц.с.49-50.

Выполнить упр№1.и № 2 в рабочей тетради.

Изучение новой темы.

1. Головной мозг

Строение функция

Продолговатый мозг сосание,глотание, кашель, чихание.

Мост соединяет продолговатый со средним

Средний мозг реакция на свет, звук, мышечный тонус

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре Б.П. ,ходьба,

Плавание,регулирует обмен в-в, потреб

Ление воды и пищи.

Мозжечок координация движения.

2.Большие полушария :

Строение функция

Образован серым в-вом корой.; В левом п.ш. у правшей, а в правом у лев

Площадь 2200-2500см 3 шей – слуховой и двигательный центр речи

Борозды:крупные делят на: и письма;

Лобную и теменную самая глубокая; Правое п.ш. образное мышление, Музыкальное творчество,

Затылочную, височную,

Образована белым в-вом;

Расположены сенсорные зоны

(чувствительные)

Височная- слуховая;

Обонятельная и вкусовая – на границе

Теменной и височной;

3.Гигиена нервной системы :

Школьная гигиена; Алкоголь,

Их воздействие на нервную систему?

4.Закрепление.

Работа с текстом §16.17.Рабочая тетрадь. Упр№1, №2.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание§16 -17..

Урок № 1. 3.09.12г.

Тема: Введение. Цели и задачи предмета .

«Здоровье народа превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце,как глаз.»

1.Довести до учащихся цели и задачи предмета..

2.Развивать знания анатомии и физиологии человека.

3.Воспитание гигиены труда.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Вводный.

Оборудование. Таблицы.макеты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(нулевой срез знаний)

3.Изучение новой темы.

1.Знакомство с структурой учебника.

Оформление лабораторных тетрадей,

Чтение вводной части.

4.Закрепление.Задание №1. Назовите науки, изучающие строение и функции человеческого организма.

1….. 3………

2…… 4………. 5………..

5.Домашнее задание:§1.

Урок № 2 7. 09.12г.

Тема: Методы исследования строения и функций организма .

1.Изучить что изучает анатомия и физиология..

2.Развивать понятия анатомия и физиология.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какой научный труд написал Ч.Дарвин и в чем его значение.

Какие разделы науки изучает человек?

Какие цели и задачи ставит перед собой гуманистика?

3.Изучение новой темы.

Класс делится на две команды.

1 команда.

Задание №1. Что изучает анатомия?

№2. Какими приемами и методами пользуется анатомия при исследовании человека?

2.команда.

Задание№1. Что изучает физиология?

№2. Какими приемами и методами пользуется физиология при исследовании человека?

    Домашнее задание: §2.

Урок № 3. 10.09.12г.

Тема: Клеточное строение организма человека.

1.Изучить виды форм клеток, размеры и состав клеток.

2.Развивать понимание многообразия клеток.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: обучающий.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какие методы и приемы используют при исследовании физиологических процессов?

(микроскоп, кимограф, электромагнитный камертон. Электрокардиограф..).

Какую помощь оказывают использование химических методов физиологии?

3.Изучение новой темы:

1.Чтение параграфа с пометами.

Что знаю.

Что узнал.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

Какими бывают формы клеток организма человека?

Какую роль выполняет ядро?

Как вы понимаете выражение поры в мембране?

5.Домашнее задание§3

Урок № 4. 14.09.12г.

Тема: Органоиды клетки, химический состав клетки .

1.изучить органоиды и их хим. состав.

2.Развивать познание в области цитологии.

3. Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Оборудование. Таблица. электронный учебник.

Ход урока:

1.Орг момент.

2 Контроль домашнего задания.

Каково строение клетки?

Чем отличается плазматическая мембрана от клеточной стенки?

Что вызывает усиление и замедление движения цитоплазмы?

3.Изучение новой темы.

Органоиды клетки.

Используя плакат перечислить органоиды клетки.

ЭПС- Гладкая и шероховатая;

Рибосомы;

Митохондрии;

Лизосомы;

Аппарат Гольджи;

Центриоли.

Различия растительной и животной клетки.:

В животных есть центриоли; В растительных есть пластиды

В растительной есть целлюлоза;

Есть крупные вакуоли.

Жизненные свойства клетки:

1.Обмен веществ;

Раздражимость;

Рост и развитие;

Размножение.

4.Закрепление.

Упр №2. Установите соответствие.

Дополните предложения.

    Главный структурный и функциональный элемент нашего тела-….(клетка)

    Ядро есть в каждой клетке,кроме……(эритроцитов)

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§4.

Урок № 5. 17.09.12г.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

1.Используя лабораторную работу изучить строение клетки.

2.Развивать навыки наблюдать и сравнивать.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ходурока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Проверка упр№ 2; №3.

Опрос по вопросам.(Уровня А,В,С)

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

Выполните таблицу в тетради.

Название ткани

Строение

Расположение в организме.

Поперечнополосатая

Гладкая мышечная

Соединительная.

Эпителиальная,

Нарисуйте рассмотренные ткани.

4.Оценивание.

5.Домашнее здани姧7.8.

Урок № 6. 21.09.12г.

Тема: Ткани организма человека, свойства и функции .

1.изучить ткани человека.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Перескажите, выполненную работу.

3.Изучение новой темы.

Эпителиальная. Соединительная Мышечная. Нервная.

4.Закрепление.

Упр №3. Распредели признаки и функции тканей в соответствующие квадратики, предварительно напиши названия тканей.

ткани

эпителиальная

соединительная

мышечная

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§8.

Урок № 7. 24.09.12г.

Тема: Органы и системы органов .

1.Изучить Системы органов и органы их образующие.

2.Развивать навыки запоминать рисунки.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока6

Комбинированный.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Домашнее задание.

Проверка Упр №1- № 3.

Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Используя рис №14 учебника для заучивания и Упр № 3 в рабочей тетради для закрепления.

Повторить На доске кластер из систем..

4.Оценивание.

5.Домашнее задание:§9.Упр№ 1-№ 3.

Урок № 8. 28.09.12г.

Тема: Целостность организма человека .

1.Изучить функцию гомеостаза.

2.Развивать знания по цитологии.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Назовите органы дыхательной системы?

Задание.№1. Допишите предложения.

Печень относится к (пищеварительной) ….системе.

Сердце относится к (кровеносной) системе.

Парные органы, образующие мочу называют (почками)

К выделительной системе относят(почки, мочеточники, мочевой пузырь)

3.Озучение новой темы.

Целостность организма человека образуют: кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Чтение с пометами.

Заполните таблицу.

Новая информация.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

5.Домашнее задание:§10.

Урок №9. 01.10.12г.

Тема: Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз .

1.Изучить значение желез внутренней секреции.

2.Развивать интерес к биологии.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока, Комбинированный.

Оборудование: Таблицы, ЖВС.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Что такое - нарушен гомеостаз.

3.Изучение новой темы.

Гуморальная регуляция организма осуществляется биологически активными веществами.

Гипофиз вырабатывает гормоны.

В организмеЖелезы делят на три группы.

1. Железы внутренней секреции 2. Железы смешанной секреции.

3. Железы внешней секреции.

Класс делится на три группы. Выполняют задание, готовят презентации. .

4.Закрепление.

Гипофиз

Строение функция.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§ 11

Урок № 10. 0 8.10.12г.

Тема: Щитовидная, паращитовидная железа.

1.Изучить строение и функцию желез.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Воспитание научного мирвоззрения.

Метод: Словесный, наглдный, практичекий.

Тип урока: обучающий.

Оборудование.Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Упр №1- №4.

3.Изучение новой темы.

Щитовидная железа

Строение функция

Паращитовидная железа

Строение функция.

4.Оценивание.

6.Домашнее задание:§12.

Урок № 16.

Тема: Вегетативная нервная система и ее отделы.

1.Изучить симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

2.Развивать навыки работы с учебником.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический. Тип урока: Обучающий. Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполните таблицу.

Функции сенсорных зон коры полушарий большого мозга.

Название зоны.

Ее функции

1.Зона зрительных восприятий.

2. Слуховая зона.

3.Центры обоняния и вкуса.

4.Зоны кожно-мышечной чувствительности.

5.двигательная зона.

6.Ассоциативные зоны.

3.Изучение новой темы.

Вегетативная система.

Симпатическая Парасимпатическая .

(Используя учебное пособие составьте кластер).

1.повышает кровяное давление

2.расширяет зрачки

3. повышает теплоотдачу.

4.учащает сердцебиение.

5.тормозит деятельность ж.к.т.

6расслабляет гладкую мышечную ткань мочевого пузыря.

4.Закрепление.

Запомни! Вегетативная автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§18.таблица.

Тема: Органы чувств и их значение.

1.Изучить функцию анализаторов.

2.Развивать наблюдательность.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблица.

Ход урока6

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполнить таблицу.

Функции отделов вегетативной нервной системы

Органы и системы

Действия симпатического отдела

Действия парасимпатического отдела

Кровеносные сосуды

Пищеварительная система

Мочевыделительная система

3.Изучение новой темы.

Органы чувств: Анализаторы: Зрительные

Слуховые

Осязание

Обоняние

4.Закрепление.

1.Чтение параграфа.

2.Работа с таблицей.

Установите соответствие.

1.Рецептор

2.Чувствительные нервы.

3.Зоны коры больших полушарий головного

А)передача импульса к рабочему органу.

В) восприятие раздражения.

С) передача возбуждения от рецепторов.

Д) перенос возбуждения

Г) формирование ощущений.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§19.

Человеческое тело представляет собой форму существования живой материи. В нем непрерывно протекает обмен веществ, поддерживается способность к размножению. Наука, изучающая тканевые клетки и внеклеточные структуры, имеющие общее строение и функции, называется гистологией. Целью настоящего обзора является знакомство с тканями под микроскопом - биология в этой тематике тесно переплетается с медициной. Первые знания были получены задолго до изобретения оптических приборов, но в наше время гистологические исследования практически немыслимы без микроскопии.

Рассмотрим ткани под микроскопом - биология классифицирует их на четыре группы. Эпителиальная - наружный слой кожи человека, выстилает полости организма, образует железы и оболочки внутренних органов. Она подразделяется на железистый, кубический и плоский эпителий. Клетки имеют внешний вид, представленный на рисунке №1.

Соединительная (вспомогательная) - обеспечивает прочность, эластичность и опору всех органов, содержа в среднем 70-80 процентов их массы. Она сохраняет тепло, предотвращает от повреждения, ударов, составляет строму и дерму. Делится на хрящевую, костную, жировую и плотную.

Мышечная - отвечает за движение, способна к сокращениям, т.е. изменению размеров клеток под действием биологически активных химических субстанций. Классификация: поперечно полосатая скелетная, сердечная, гладкая.

Нервная - создает условия для взаимосвязанной регуляции деятельности всех систем и состоит из электрически возбудимых нейронов (содержат ядро и множество отростков).

Методика изучения тканей заключается в изготовлении микропрепарата и его просмотре под микроскопом. Способ микроскопирования именуется «метод светлого поля в проходящем свете». Что это значит: световые лучи снизу вверх проходят сквозь препарат и увеличительные линзы, формируя изображение. Для обеспечения этого процесса понадобится нижняя подсветка - зеркальная или светодиодная.

Приготовление гистологического образца:

  • Производится фиксация фрагмента ткани. Ее цель - сохранение прижизненной структуры, для чего осуществляется долговременная обработка водным раствором формальдегида (формалином). Это препятствует ее гниению и распаду.
  • Обезвоживание для последующего микротомирования. Это придается твердость. Уплотнения можно добиться путем последовательного погружения в ксилол и этиловый спирт. Также используется изопропанол, благодаря невысокой токсичности.
  • Заливка расплавленным парафином.
  • Нарезка при помощи микротома кусочков толщиной 1-50 мкм (микрометров).
  • Подкрашивание гематоксилином и эозином - делает все значимые участки микрообразца контрастными.
  • Заключение между предметным и покровным стеклами. При больших увеличениях это обеспечит лучшую фокусировку по всей плоскости.
  • Кратность увеличения должна меняться постепенно от наименьшей к высокой. Первоначально задействуйте комбинацию: объектив 4x, окуляр 10x, что в совокупности дает 4*10=40 крат.
  • Располагайте микропрепарат ткани строго по центру столика микроскопа и проверьте, чтобы конденсор (диск с диафрагмами) был повернут к осветителю самым широким отверстием.
  • Фокусируйтесь плавно и медленно, не допускайте тряски и неаккуратных касаний штатива.

Даже представить себе сложно, что тело человека может выглядеть так...

Впервые увидев на страницах школьного учебника по анатомии, из каких органов состоит тело человека, каждый из нас сделал для себя маленькое или большое открытие. И уж точно, с тех пор к своему «слаженному механизму», где важна даже самая маленькая деталь, больше никто не относился легкомысленно...

Но, похоже, пришло время делать новую ступень в познании себя и заглянуть ещё глубже – в микроскоп!

Приготовьтесь, мы отыскали 23 снимка органов человека сделанных с помощью электронной микроскопии, от которых у вас всё внутри «перевернётся»!

1. Вы не поверите, но именно так выглядит ваш глаз при максимальном приближении!

2. А вот так – основание ногтя, которым вы сейчас постукиваете по клавиатуре…


3. Спокойно дышится? Так ведь это благодаря клеткам лёгких!


4. А вот так клетки лёгких выглядят ещё ближе!



6. Ну а если у вас сейчас закружилась голова, то будьте уверенны, причиной этого вполне могут быть балансирующие камушки во внутреннем ухе!


7. Невероятный момент – вот так выглядят артерия и кровь!


8. И вам тоже не давали покоя эти красные кровяные тельца, о которых рассказывали на уроках? Так смотрите же на них…


9. Спокойствие, только спокойствие – это просто сгусток крови!


10. Ещё один уникальный кадр – красные кровяные тельца выходят из лопнувшего капилляра.


11. Ну что, пора увидеть то, как начинаются «критические дни»!


12. А вот так выглядят жировые клетки, после того, как вы сели на диету и потеряли пару кг!


13. И если вы вдруг сомневаетесь – лечить посечённые кончики волос или нет, то взгляните, как в этот момент им плохо…


14. А вот так наша шевелюра выглядит у корня!


15. А после этого фото вы больше не ляжете спать, пока не снимите макияж с глаз – это наши реснички!


16. Хотите показать язык? А сегодня вы его чистили во время утренних процедур?

17. Кстати, пот на поверхность из пор выглядит практически так же отвратительно, как и «пахнет»…


18. А это – слизистая желудка. А ведь вы точно представляли её совсем иначе!


19. Давно не покупали себе крем для рук? А напрасно – кончикам пальцев он точно нужен!


20. Ну что ж, пора, наконец-то узнать, как выглядит при максимальном приближении …сперма!


21. А вот так она выглядит в семенных каналах? Неожиданно?


22. И вот примерно таким каждый из нас был на шестом дне жизни в утробе мамы! Разве это не счастье?


23. А ведь счастье с самого близкого расстояния выглядит именно так – кристаллы гормона серотонина!


При углубленных занятиях микроскопией начинающим биологам и медикам становится актуально изучение гистологических образцов. Они подготавливаются по специальной технологии с рассечением биологической ткани на тонкие срезы при помощи микротома. Об этом расскажем вкратце в этом обзоре на примере исследования мозга под микроскопом . Нам понадобится бинокулярная или тринокулярная модель с нижним осветителем, обеспечивающим метод наблюдения в проходящем свете (светлое поле).

Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа (костной части головы) человека и позвоночных животных, и является основным органом центральной нервной системе. В этом центре контроля деятельности живого организма благодаря синоптическим передачам нервных импульсов объединяются множество электрически возбудимых нейронов.

В настоящее время мозг изучен не до конца, много аспектов остаются неясными, несмотря на большое количество лабораторий по анатомии и архитектоники, и огромный объем работы, проделанный учеными во всем мире. Известно, что у людей его масса равна в среднем два процента от общего веса тела. Он отличается сложным строением и широким функционалом.

Ткани, которые можно увидеть в микропрепарате мозга под микроскопом :

  • Соединительная фиброзная волокнистая. Образует твердую, паутинную и мягкую мозговые оболочки. Главные клетки в ее составе: фибробласты, синтезирующие компоненты межклеточного вещества;
  • Спиномозговая жидкость (называемая «ликвор»), выполняющая защитные функции и непрерывно циркулирующая в боковых, третьем и четвертом желудочках (полостях). Она также обеспечивает поддержание благоприятного для жизнедеятельности внутричерепного давления. Ее вырабатывают сосудистые сплетения - образования, которые при 1000-кратном увеличении различимы как ворсинки;
  • Нервные волокна - заметные отростки нейронов, покрытые глией;
  • Глиальные клетки.
  • Сеть эластичных кровеносных сосудов, состоящих из миоцитов.

Без специального медицинского оборудования самостоятельно приготовить микропрепарат не удастся, в этом случае рекомендуется воспользоваться уже готовым образцом, входящим в комплект «Анатомия и физиология» (Микромед или Levenhuk).

Этапы создания микрообразца в патологоанатомической лаборатории:

  • Взятие биоматериала для диагностики хирургом или патологоанатомом;
  • Фиксация в формалине или спиртовом растворе.
  • Окрашивание гематоксилин эозином
  • Заморозка. Глубокое охлаждение способствует затвердеванию, необходимому для нарезки путем микротомирования;
  • Монтаж между предметным и покровным стеклами.

Микрообразец кладется в препаратоводитель или под металлические зажимы столика микроскопа. Затем центрируется таким образом, чтобы световое излучение пронизывало препарат снизу, проходя сквозь клеточную структуру вверх по направлению к оптической системе. Конденсор регулируется на максимальное светопропускание. Первоначально на револьвере выбирается «поисковый» объектив минимальной кратности, потом степень приближения пошагово наращивается до 400x и 1000x.

Результаты исследовательской деятельности фиксируются в виде фотографий - для этого в одну из окулярных трубок визуальной насадки вставляется цифровая камера и подключается к компьютеру. Фотосъемка проводится программными средствами.