Ребенок 9 10 мес. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Рацион питания крохи

Малыш многого достиг в своем физическом развитии . В 9-10

месяцев ребенок уже достаточно много умеет делать: он самостоятельно садится и сидит без поддержки, хорошо ползает, самостоятельно встает, держась за опору и переступает. А некоторые дети в этом возрасте уже делают свои первые шаги.

Спит ребенок два раза в день по 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями в среднем 4 часа. Сейчас на родителей ложится большая ответственность за обеспечение безопасности своего малыша. Все опасные для ребенка предметы необходимо убрать в недоступное для него место, на розетки следует поставить заглушки, игрушки надо мыть каждый день, так как малыш исследует их с помощью рта.

Также, в этом возрасте, происходит значительный скачок в психическом развитии ребенка . В общении со взрослыми он использует различные движения, звуки и действия. Он уже сигнализирует взрослому, о том, что хочет, но не может взять какой-либо предмет, показывая на него пальчиком, привлекая к себе внимание, дергает маму за руку, старается отстраниться, если не хочет, например, одеваться.

Для интеллектуального развития малыша очень важны игрушки, которые его окружают, позаботьтесь, чтобы они были разного размера, цвета, формы. Покажите малышу, как действовать с игрушками: постройте вместе башенку из кубиков, соберите пирамидку, матрешку. Совместные игры с взрослыми очень важны для малыша. Благодаря им у крохи происходит формирование представлений о целом и части, форме, цвете, размере, развитие внимания и памяти. Малыш с удовольствием включается в такие совместные игры, пытается действовать сообща: подает кубик маме, при одевании протягивает ручку, ножку. Позвольте ребенку проявлять инициативу, не заставляйте его действовать по шаблону.

В этом возрасте малыш ждет от вас оценки своих действий, он уже способен повторить действие, за которое его похвалили, а также расстроиться или обидеться за порицание. Оценка взрослого очень важна для малыша, уже сейчас закладывается фундамент уверенности в себе, своих силах, осознание успеха. Не скупитесь на похвалу, похвала стимулирует у ребенка желание действовать, быть активным, препятствует развитию комплексов.

Не злоупотребляйте запретами и порицаниями, малыш еще не способен регулировать свое поведение, легче отвлечь его какой-нибудь игрушкой или действием. В этом возрасте дети отвлекаются и переключаются на другую деятельность очень легко.

Развитие речи

К 9-10 месяцам у ребенка уже есть определенный пассивный запас слов. Он понимает речь взрослого и с удовольствием откликается на просьбы взрослого: дай куклу, покажи, где мама и т.д. Если с ребенком много общаются, он начинает произносить первые слова. Для дальнейшего речевого развития полезно рассматривать с детьми картинки, иллюстрации в книжках, играть в . Учите показывать у мамы и у себя глазки, носик, ротик, части тела. Ставьте перед малышом задачи, выражая их в словесной форме. Научите его стаскивать носочек с ножки, подставлять голову, для того чтобы надеть кофточку, сжимать руку в кулачок, просовывая ее в рукав.

Необходимо всячески развивать у ребенка . Этому способствуют , игры с различными , которые можно изготовить самостоятельно: мешочки, заполненные разными крупами: горох, греча, фасоль; коврики с пришитыми на них застежками-молниями, пуговицами, шнурками, ленточками -это зависит от вашего воображения; для закручивания, с отверстиями разной величины –чтобы просовывать в них различные предметы. Обеспечьте вашему малышу выбор таких игрушек, он с удовольствием будет играть с ними, развивая в игре пальчики, что способствует умственному развитию, развитию речи, творческих способностей. Кроме того, с помощью таких игрушек вы всегда сможете отвлечь малыша от чего-то нежелательного для него, переключить с одной деятельности на другую.

Адаптация ребенка к детскому саду Восемь месяцев ребенку. Развитие Воспитание самостоятельности у ребенка Гендерное воспитание Давать ли ребенку пустышку Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет и форма
Дидактические игры с детьми 2-3 лет. Цвет. Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как развивать речь у детей раннего возраста Как воспитать в ребенке ответственность Как заставить ребенка собирать игрушки Как кормить ребенка от 1 года до 3 лет Как отучить ребенка спать с родителями Как подготовить руку ребенка к письму Как поиграть с ребенком на улице после дождя Как правильно критиковать ребенка
Как развить усидчивость у гиперактивных детей Как успокоить истерику у ребенка Какие рефлексы должны быть у новорожденных Конфликтные ситуации на детской площадке Научите ребенка правильно выражать свои эмоции Непослушный ребенок: как бороться с капризами и истериками
Польза рисования для детей

Ребенку исполнилось 9 месяцев. Он вступил в четвертый квартал своего первого года жизни. Любопытный и подвижный малыш не знает покоя и остановки. Все большую роль играет безопасность пространства для игр ребенка и организация развивающих занятий. На 10-м месяце жизни карапуз превращается в настоящего исследователя дома, стремящегося использовать все свои двигательные и умственные способности для познания окружающих предметов, сути вещей, возможностей своего тела.

Какой он, 9-ти месячный ребенок

Малыш на 10-м месяце жизни – неугомонное чудо, обладающее многими умениями и навыками, которые он стремится применить ко всему, что встречается на пути. Вместе с совершенствованием двигательных возможностей постепенно возрастает его умение ориентироваться в пространстве и выбирать движения, наиболее подходящие для цели. Некоторые дети уже вовсю осваивают умение ходить, другие относятся к нему настороженно, не торопятся переходить на новый уровень движения. Обычно детки, не стремящиеся ходить в 9 месяцев, очень быстро ползают и для изменения своего места в пространстве выбирают самый знакомый, а не сложный (ходьба) способ.

На 10-м месяце жизни ребенка происходит настоящий интеллектуальный прорыв. При помощи простой предметной деятельности малыш изучает и запоминает все окружающие предметы, ищет возможности изменить их форму, размер, звук. Рекомендуется в этот период отдельное внимание уделять развитию мелкой моторики, как основы для появления активной речи. Шарики, кнопочки, колечки, кубики и конструкторы помогают малышу не только совершенствовать умение выполнять различные действия пальчиками, но и формировать базовые интеллектуальные способности. На основе простых скреплений, нанизывания, построения появляются зачатки первых операций мышления: анализа, синтеза, логических конструкций.

Ребенок на 10-м месяце все чаще пытается повторять за взрослыми простые слоги и слова, выражать при их помощи свои желания.Он часто применяет знакомые слоги в качестве слов, обозначающих предметы или действия. Возросший пассивный словарь позволяет карапузу хорошо понимать обращенную к нему речь, выполнять простые просьбы родителей.

Все четче проявляется «пинцетный захват», стимулирующий умственное развитие. Кроху увлекают игры с небольшими предметами, мозаиками, крошками и кусочками пищи. Чем чаще вы будете предлагать ему такие занятия под своим контролем, тем быстрее кроха освоит базовые навыки мелкой моторики, заговорит.

Малыш становится понятливым и сообразительным. Его слух и зрение позволяют не только увидеть и услышать происходящее на расстоянии, но сопоставить полученную информацию имеющимся знаниям. Кроха часто и бурно проявляет различные эмоции. Если спрятать от карапуза любимую игрушку под платок на расстоянии нескольких метров и попросить его ее найти, то кроха достаточно быстро сообразит, где находится загаданный предмет.

У многих детей к 10-ти месяцам уже есть 4 передних зуба, начинается процесс появления вторых резцов. В отличие от передних, боковые зубки чаще всего начинают появляться в верхней челюсти. В это время кроха может проявлять беспокойство, плохо спать. Иногда симптомом появления зубов становится жидкий стул, отказ от еды, повышение температуры. Во время прорезывания зубов малыш очень уязвим, рекомендуется чаще его ласкать и не подвергать излишнему нервному напряжению. Срок появления зубов у каждого ребенка свой, после первого проявления начавшегося процесса может пройти как 1 день, так и несколько недель. Следует проконсультироваться с участковым педиатром о возможных способах облегчения этого процесса.

Физическое развитие

В среднем нормой прибавки веса на 10-м месяце жизни считается 500 г. Рост станет больше на 1-1,5 см. Объем головы и грудины увеличатся на 0,5 – 1 см.

Следует отметить, что на 10-м месяце жизни ребенка все больше проявляется его индивидуальность. Кто-то уже топает вдоль опоры и пытается отрывать руки, другие – ползают, третьи- не торопятся осваивать ходьбу и быстрое ползание, а изучают игрушки и предметы сидя. Некоторые малыши, особенно самые подвижные, за ближайшие 4 недели могут вовсе не прибавить в весе, потратив все поглощенные калории, на движения. Это нормально. Если малыш остается в рамках граничных показателей, соответствующих возрасту, причин для волнения нет. Допустимо отклонение от установленных показателей гармоничного развития не более чем на 8%.

Граничные показатели развития ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средний обхват головы Средний обхват груди
Мальчик 9 мес. 7,9 10,5 68,2 75,1 45,8 48,5
Мальчик 10 мес. 8,3 11 69,1 76,9 46,3 49,5
Девочка 9 мес. 7,5 9,7 67,5 74,1 44,5 47,5
Мальчик 10 мес. 7,9 10,2 69 75,3 45 48,5

Нейро-психомоторное развитие

На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.

Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.

Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.

Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.

Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.

Поведение

Эмоциональная сфера ребенка очень широкая. Он умеет по-настоящему злиться и грустить, радоваться и восхищаться. Пока кроха не умеет контролировать свои эмоции и его настроение может меняться моментально. Такое положение вещей сказывается на поведении ребенка. В гостях малыш может стесняться или выражать свое недовольство, капризничать или выстраивать доброжелательные отношения с окружающими. Дома, в спокойной обстановке, он чаще всего пребывает в добром расположении духа, которое иногда сменяется гневом на игрушки, не поддающимся задуманным действиям.

Чтобы помочь малышу преодолевать возрастающий спектр эмоций рекомендуется внимательно относиться к созданию благоприятных условий: следить за чистотой и доброжелательностью собственной речи, не конфликтовать на глазах у малыша, корректировать его поведение мягкими запретами без жестких эмоциональных криков и негативных слов.

Умения ребенка в 9 месяцев

Ребенок на 10-м месяце жизни должен уметь:

  • самостоятельно садиться и оставаться в этом положении продолжительное время. Сидя тянется к игрушке или предложенной руке;
  • вставать у опоры и пытаться делать первые шаги вдоль нее;
  • играть с предметами в соответствии с их назначением: мяч толкать, машинку катать, конструктор складывать;
  • использовать 2 пальца для игры с небольшими предметами;
  • свободно владеть обеими руками;
  • правильно реагировать на простые команды «дай», «покажи»;
  • показать основные части тела, если взрослые обучили его этому;
  • танцевать и хлопать в ладоши;
  • повторять за взрослыми различные слоги и простые слова. Говорить простые слова в правильном значении;
  • при необходимости взять небольшой предмет, используя одну руку для поднятия большого — обе;
  • активно играть 2-мя игрушками в разных руках;
  • стоять при помощи мамы несколько секунд;
  • развернуться, стоя на четвереньках;
  • повторять за другими детьми. Кроха может заплакать, услышав детский плач, засмеяться в ответ на смех, пытаться повторить чихание или кашель.

Большинство этих навыков должны присутствовать к 9-ти месяцам, но в норме могут появиться в течение ближайших 4-х недель.

Двигательные навыки

Моторные умения переходят на новый уровень. Теперь малыш легко, лежа на спине, поднимает ноги и тянет их в рот, переворачивается в любом направлении и может сесть из любого положения. Практически все игровые действия производит сидя. Спина в это время практически прямая, удерживать равновесие уже намного проще.

Поднявшись у опоры, он стремится совершать первые шаги или знакомые игровые движения. Некоторые дети, поднявшись на ноги, через некоторое время могут начинать плакать, прося вернуть их в прежнее положение. Такое поведение говорит, что малыш не понимает, как ему вернуться из нового положения обратно. Рекомендуется показать карапузу, как ему сесть или лечь, чтобы побороть страх.

Если до этого возраста кроха ползал преимущественно по-пластунски, то на 10-м месяце большинство детей осваивает передвижение на четвереньках. Рекомендуется стимулировать это умение, предлагая добираться до игрушки посреди комнаты, играя в догонялки. В целом, педиатры советуют стимулировать умение ползать для укрепления мышц спины. Чем лучше карапуз будет владеть умением ползать, тем легче и быстрее он пойдет.

Зрение и слух

Зрение карапуза стало острым, он может воспринимать предмет не только целиком, но и его отдельные части, яркие элементы. В поисках игрушки, кроха может сориентироваться по незначительной детали. Если накрыть знакомую карапузу игрушку, оставив открытой только небольшую ее часть, попросить малыша найти спрятанный предмет, то кроха достаточно быстро отыщет загаданную вещь, ориентируясь по видимой детали и общему образу накрытой игрушки.

Благодаря совершенствованию нервной деятельности головного мозга, ребенок безошибочно отличает эмоции на лице взрослых и реагирует на них соответствующим выражением своего личика. Легко разделяет взрослых на «своих» и «чужих». Малыш уже хорошо ориентируется во внешних проявлениях эмоций: мимика, жесты, интонация. Рекомендуется быть осторожными с негативными проявлениями, стараться сохранять спокойствие и доброжелательный тон.

Развитие слуха позволяет карапузу подражать услышанным звукам, понимать обращенную речь и откликаться соответствующим образом. Ребенок понимает значение слов-запретов, реагирует на похвалу, выполняет простые просьбы. Общаться с крохой с каждым днем становится проще. Постепенно, взрослые находящиеся рядом с карапузом, начинают полностью понимать его.

Волосы и ногти

Волосы продолжают изменяться и у некоторых детей уже полностью затянулись залысины, образовавшиеся в первые месяцы жизни. От индивидуальных особенностей ребенка зависит внешний вид и цвет волос. Некоторые дети уже сейчас радуют родителей хорошей прической, требующей ежедневного тщательного ухода, у других – волосы все еще тонкие и редкие. На 10-м месяце жизни еще рано судить о структуре и качестве будущих волос. Часто бывает так, что после года редкие волосы начинают активно расти и приобретать пышную форму.

Мыть волосы с шампунем следует не чаще 1 раза в неделю средством, подходящим для младенцев. Ежедневно после сна хорошо расчесывать волосы специальной щеткой для массажа волосяных луковиц, стимуляции роста волос.

Ногти карапуза на 10-м месяце жизни становятся крепкими. Скорость их роста требует еженедельного обрезания выступающих частей ногтевой пластины. Маникюр для младенца старайтесь делать прямой без закругления, используя специальные ножницы для детей с закругленными концами.

Зубы

Чаще всего к 9-ти месяцам кроха уже обзавелся 4-мя передними зубами и в ближайший месяц могут появиться 2 верхних боковых резца. К сожалению, появление зубов у младенца сопровождается неприятными ощущениями для крохи. Чтобы помочь преодолеть это состояние можно обратиться к педиатру за консультацией по вопросу использования геля для снижения болевых ощущений. Неплохо снизить зуд в деснах помогают специальные прорезыватели.

На 10-м месяце жизни пищеварительная система ребенка уже достаточно крепкая, можно предложить чесать десна обычным сухариком без пищевых добавок.

Некоторые дети реагируют на прорезывание зубов повышением температуры. Если показатель температуры тела не превышает 38,5 градусов, то применения жаропонижающих и болеутоляющих средств не требуется. При повышении температуры выше этого показателя и сложностях со снижением до нормальных границ следует проконсультироваться с педиатром. Прорезывание зубов иногда влияет на иммунитет карапуза, приводя к наслоению на прорезывание бактериальной инфекции. Если у вас есть сомнения в причинах, вызвавших температуру, обратитесь к участковому педиатру для консультации.

Социальный контакт

Малыш хорошо понимает обращенную к нему речь. Это умение вызывает необходимость в постоянном контакте со взрослыми и детьми. Малыш нуждается в совместных играх и разговорах, одобрении. Все четче прослеживается желание овладеть родной речью, проявляющееся в повторении простых слов и слогов вслед за родителями.

Имитация движений и звуков становится одним из любимых занятий крохи. Его забавляют новые и необычные звуки: кашель, чихание и он стремится повторить их, используя известные техники звукопроизношения.

Малыш меньше реагирует на незнакомых людей, быстрее справляясь с внутренним страхом. Любопытство заставляет карапуза подходить ближе к деткам на площадке, пытаться понять, чем они заняты, повторять их движения.

Некоторые дети научились легко манипулировать взрослыми. Используя доступные варианты воздействия: плач, капризы, малыш может добиться любого запретного предмета или действия. В такой ситуации есть угроза. Не воспринимающий запреты ребенок, слабо ощущает опасность и не предпринимает попыток быть осторожнее. Стремясь выполнить задуманное, кроха может пораниться или не остановиться по вашему окрику. Воспитание – длительный процесс, строящийся на запретах, рамках, ограничениях и бонусах за послушание. Применять воспитательные технологии психологи рекомендуют с раннего возраста, чтобы малыш хорошо усвоил основные правила поведения, ориентировался в запретах.

Развитие речи

На 10-м месяце жизни речь ребенка преображается. Она входит в активную фазу и обогащается новыми словами. Четко можно услышать «мама», «папа», «дай», «на» и т.д. Эти первые простые, но такие важные слова становятся первой попыткой активно общаться с людьми при помощи речевого аппарата. Первые слова употребляются в отношении конкретного предмета или человека, имеют эмоциональную окраску и сопровождаются активными жестами. Чтобы кроха в дальнейшем стремился развивать активный словарь, пополнял свою речь, необходимо стремиться понимать первые попытки крохи говорить, поддерживать его стремление общаться. Рекомендуется показывать малышу, что вам очень нравится его новое умение, вы всегда рады с ним поговорить. В ближайшие 4 недели, к первым словам начнут добавляться новые слоги, постепенно малыш освоит технику звукопроизношения слоговыми цепочками в необходимой последовательности, начнет употреблять ежедневно несколько новых слов.

Умению малыша произносить свои первые слова способствует развитие понимания обращенной к нему речь. Постепенно пассивный словарь увеличивается, раскрывая перед карапузом смысл большинства слов, произнесенных мамой.

Кроха уже хорошо знает, как звучит его имя и с удовольствием на него откликается. Если вы употребляете простую форму имени ребенка и будете повторять ее ежедневно по несколько раз, то в ближайшие недели малыш может повторить за вами свое имя полностью или частично.

Чтобы активный словарь постепенно пополнялся новыми словами, логопеды рекомендуют не оставлять вопрос развития речи на потом и предлагать малышу занятия, развивающие пассивный словарь уже в этом возрасте. Постепенно из пассивной формы понимания слов, при интересе взрослых к диалогу с ребенком, словарь используемых слов будет пополняться новыми элементами. Вначале это будут слова, состоящие из первых слогов или упрощенной формы, но с развитием речевых возможностей карапуз постепенно будет расширять активный словарь. В норме к году кроха должен использовать до 20 слов.

  • вести активный диалог с ребенком лицом к лицу как можно чаще;
  • просить малыша найти заданный предмет или изображение в комнате, книжке;
  • читать и рассматривать книги с крупными простыми иллюстрациями;
  • познакомить кроху со сказками, читать или рассказывать их каждый день;
  • петь песни и декламировать стихи;
  • во время игры с малышом родителям желательно комментировать свои действия, рассказывать, что может чувствовать, делать ребенок;
  • развивать мелкую моторику карапуза. В этом возрасте можно предложить различные пальчиковые игры, сенсорные мешочки и бизиборды, первые виды творческих занятий (лепка, рисование).

Правила по уходу

Уход за ребенком на 10-м месяце жизни остается прежним. Обязательными процедурами считаются:

  • утренний комплекс гигиенических процедур: умывание, обтирание, чистка зубов, подмывание, очищение носовых ходов и ушной раковины, массаж, зарядка и т.д.;
  • дневные процедуры по необходимости: подмывание, комплексы упражнений на развитие моторных навыков, омовение кожи рук и лица перед и после сна;
  • вечерний комплекс: купание, чистка зубов, расслабляющий массаж.

Купание и гигиена

Купание остается важным элементом гигиены ребенка, но от ежедневного полного омовения тела уже можно отказаться. Вполне достаточно проводить процедуру купания 1 раз в 2 дня. Малыш хорошо сидит, поэтому смело используйте стульчик на присосках для ванной. В таком приспособлении кроха будет надежно защищен от возможного падения, будет чувствовать себя комфортно, сможет играть с предложенными предметами, пока вы его моете. Температура для купания может варьироваться в зависимости от цели процедуры. Если вы хотите расслабить малыша, настроить на грядущий сон, то оптимальной будет температура 34-37 градусов. Для стимулирующей ванной, в которой малышу предлагается плавать, можно снизить температуру воды до 30 градусов.

Мыть голову с шампунем не стоит чаще 1 раза в неделю. Использовать мыло для очистки кожи желательно только после дефекации для паховой области. Общая процедура очищения кожи не требует дополнительных мыльных растворов. При желании во время купания можно добавить в воду рекомендуемые вашим педиатром отвары трав.

Для привлечения малыша к купанию хорошо использовать разнообразные игрушки. Резиновые звери, мельницы, фонтаны и другие игрушки помогут вам совершить все необходимые действия, пока малыш занят изучением предложенных вещей.

Питание

Питание ребенка на 10-м месяце жизни продолжает меняться. В ближайшие 4 недели к уже привычным 2 «взрослым» приемам пищи хорошо добавить 3-е. Грудное молоко или смесь обязательными являются только в первое утреннее и последнее вечернее кормление.

Рацион малыша подбирается исходя из уже введенных продуктов, формируется по следующим принципам:

  • Новый продукт или блюдо вводится во 2-е утреннее кормление.
  • В обед малышу предлагается знакомое многокомпонентное блюдо.
  • Вечером кроха кушает творог или другое легкое блюдо.
  • Новые продукты вводятся осторожно, небольшими порциями. В течение нескольких дней количество нового продукта постепенно увеличивается, доходя до возрастной нормы.
  • Хорошо предварительно оговорить введение новых продуктов в рацион малыша с педиатром.
  • Желательно, чтобы каждый день малыш получал молочную кашу, овощи в виде пюре, одно из видов мяса, творог, сок или фруктовое пюре. 2 раза в неделю необходимо предлагать карапузу половинку желтка.

В норме к 10-ти месяцам карапуз кушает 5 раз в день. 3 кормления состоят из новых и уже введенных продуктов, 2 – грудь или смесь. Промежуток между едой достигает 4-4,5 часов. Хорошо выстроить определенный график еды и приучить к нему малыша. Таким образом, постепенно кроха будет привыкать к режиму питания, его организм будет настраиваться на еду в определенное время.

Разрешенные продукты и возрастные нормы

Продукт Возраст введения Количество
Фруктовый сок 5-6 мес. До 200 мл
Фруктовое пюре 5-6 мес. 150г
Творог 6,5 мес. 40г
Овощи 6 мес. 150г
Молочная каша 5 мес. 150г
Безмолочная каша 7 мес. 150г
Мясо 7 мес. 40г
Рыба 8 мес. 40г
Кефир 7 мес. 70мл
Хлеб 7 мес. 1 ломтик
Сухари, детское печенье 6 мес. 3 шт.
Растительное масло 6 мес. До 5 капель
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 0,5 желтка
Многокомпонентная молочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес. 150г

Суточная норма питания в среднем должна соответствовать весу карапуза, разделенную на 9. Если карапуз весит 9 кг, то суточная норма равна 1000г. Обычно малыши съедают около 1000 мл за 5 кормлений. Количество потребляемых калорий не должно быть ниже 800.

Мясо и рыба

Мясо должно присутствовать в рационе ребенка каждый день. Суточная норма продукта составляет 40 г для уже известного карапузу вида мяса. Обычно предлагают индейку, кролика, курицу, говядину или телятину. Разрешено предлагать куриные субпродукты. Вы можете использовать подходящее по возрасту баночное питание или отварить мясо самостоятельно в воде.

Рыба (хек, треска, судак, камбала) может быть предложена в готовом виде из баночки. Разрешено предлагать, приготовленную на пару или в воде, свежую рыбу.

Мясо или рыба тщательно отвариваются в чистой воде без добавления соли и перетираются вилкой или перемалываются блендером. Полученное мясное или рыбное филе добавляется к овощной или злаковой каше. Рекомендуется предлагать малышу мясо или рыбу в 3-е кормление.

Каши

На 10-м месяце жизни хорошо предлагать малышу различные варианты многокомпонентной каши. Хорошо смешивать свежие овощи в различных комбинациях и пропорциях. Варить овощи можно на воде или бульоне от мяса или рыбы.

Самым простым вариантом злаковых каш является быстрорастворимые коробочные варианты. Чтобы приготовленное блюдо было полезным, стоит внимательно следить за выполнением, указанных на коробке, инструкций.

Первый суп

Для приготовления многокомпонентного супа для малыша необходимо:

  • Хорошо промыть небольшой кусочек мяса и положить его в воду.
  • Довести мясо до кипения и слить воду.
  • Залить мясо чистой водой и варить в течение 1 часа.
  • Достать готовое мясо, а в бульон положить нарезанный лук и морковь. Варить 10-15 мин.
  • Готовое мясо взбить в суфле в блендере или нарезать на очень маленькие кусочки.
  • В бульон с луком и морковью добавить мелко нарезанный картофель и варить еще 10-15 минут.
  • Готовое блюдо перетереть или взбить в блендере.
  • Добавить чуть-чуть сливочного масла и мясное суфле (нарезанное мясо).
  • Остудить.

Вместе с морковью и луком в такой суп можно добавлять кабачок, тыкву, брокколи и другие овощи.

Соль и сахар при приготовлении еды для детей до года не используется. Даже, если вам кажется, что полученное блюдо безвкусно, не спешите добавлять вкусовые добавки. Вкус карапуза только формируется и ему доставляет удовольствие натуральная еда без соли и сахара.

Сон и режим дня

Ребенок на 10-м месяце жизни спит ночью по 10-11 часов. У некоторых детей наблюдается беспокойный ночной сон, прерывающийся плачем и движением по кровати. Такое поведение говорит об избыточности информации, поступающей в головной мозг в течение дня, но считается нормой. Постепенно малыш адаптируется к увеличившимся возможностям познания мира и станет спать крепче.

Дневной сон может быть однократным длительным (3-4 часа) или 2-х разовым по 1,5-2 часа. Если вы придерживаетесь режима, то к привычному времени малыш начинает проявлять признаки усталости: трет глазки, зевает. Дети, не преученые к режиму, могут варьировать количество дневного сна, ведя себя более беспокойно, проявляя желание заснуть через плач и капризы.

Чтобы ночной и дневной сон малыша были крепкими, рекомендуется соблюдать некоторые условия:

  • Температура в комнате должна быть не выше 22 градусов.
  • Влажность не ниже 50% и не выше 75%.
  • Комната проветренной, чистой.
  • Малыш хорошо поиграл и устал.
  • Свет в комнате приглушен.

Возросшая активность ребенка не дает ему во время сна оставаться на одном месте. 9-ти месячные дети часто раскрываются и перемещаются по кроватке. Чтобы кроха не замерз, а вам не приходилось постоянно проверять накрыт ли он одеялом, старайтесь одеть на малыша на ночь удобную пижаму и неплотные носочки.

Закаливание

Процедуры закаливания организма на 10-м месяце жизни остаются актуальными. К уже привычным: обтиранию, воздушным и солнечным ваннам, можно добавить обливание ног и контрастный душ. Вводить процедуру обливания ног следует осторожно. Вода для первого раза должна быть около 30 градусов, постепенно снижаясь до 24 градусов.

После того, как малыш освоится с обливанием ног, можно предложить ему закаливание при помощи контрастного душа. Он вводится осторожно, с однократного попеременного обливания водой разной температуры. Вначале обливаете кроху теплой водой из ковшика (36 градусов), после этого – холодной водой (24 градуса). На следующий день можно повторить процедуру. Облейте карапуза теплой водой, затем холодной, повторите в той же последовательности. В течение недели увеличивайте количество используемых ковшиков воды до 5 теплых и 5 холодных. Через неделю начинайте постепенно снижать температуру используемой воды на градус в неделю. Через 4 недели норма для теплой воды составит 32 градуса, для холодной — 20 градусов.

Тест на развитие

  • подойдите к кроватке и протяните руки к малышу выше боковой стенки. Кроха должен сесть и попытаться встать в кроватке, чтобы вы смогли взять его на руки;
  • возьмите в руки погремушку и кастрюлю. Постучите игрушкой по дну кастрюльки. Предложите малышу повторить;
  • предложите карапузу показать, где находится его любимая игрушка. Малыш должен указать на нее пальчиком;
  • спросите, где находится знакомый член семьи в комнате. Кроха укажет на называемого человека;
  • позовите карапуза по имени, малыш должен повернуться и заулыбаться.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже на 10-м месяце жизни отчетливо видны различия между детьми разного пола. Среди наиболее ярких отличий:

  • Девочки меньше ростом и весом. К 10-ти месяцам обычно девочки весят меньше мальчиков на 400 г, а по росту ниже на 2-3 см;
  • Мальчики больше стремятся развивать крупную моторику: ползать, ходить, девочки –мелкую моторику: заниматься с небольшими предметами, перебирать, сортировать;
  • Малышки более разговорчивы и чаще стремятся подражать услышанным звукам;
  • Мальчики чаше интересуются, что находится внутри игрушки, пытаются ее сломать или разобрать.

Выделенные особенности детей разного пола не являются обязательной нормой. Многие детки развиваются и отдают предпочтение играм, с которыми их познакомили родители. Если в семье есть старшие дети, то часто малыши играют с теми игрушками, которые используют старшие дети.

Как развивать малыша

На 10-м месяце жизни ребенка можно предложить ему широкий спектр занятий на развитие моторных навыков, речи, умственных способностей. Наиболее подходящими и полезными играми считаются:

  • Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
  • Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
  • Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
  • Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
  • Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
  • Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
  • Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.

Какие развивающие игрушки нужны

Чем старше становится ребенок, тем больше разрастается его игротека. К уже привычным игрушкам добавляются новые, соответствующие этапу развития. На 10-м месяце жизни наиболее подходящими считаются:

  • Мячики и шарики разных размеров. Они могут быть гладки и с пупырышками, одноцветные и цветные, пищащие и светящиеся, резиновые и пластиковые;
  • Молоток и колышки. Стремление карапуза стучать всем по всему остается очень сильным. Если у крохи еще нет пищащего молотка и колышков, то хорошо приобрести их в этом возрасте. Малыш быстро освоит технику игры с этим предметом, и веселясь, будет развивать моторику рук, слух и зрение;
  • Пирамидки и вкладыши. Разнообразные предметы для применения первых логических операций развивают умственные способности ребенка и мелкую моторику;
  • Кубики и конструкторы;
  • Музыкальные панели и центры с кнопочками и деталями, напоминающими настоящие предметы. Малышам очень нравится заниматься с такими игрушками, воздействие на которые вызывают разнообразные звуки;
  • Игрушки для ванной;
  • Куклы и звери. Большие и маленькие, резиновые и пластиковые. Для мальчиков и девочек в этом возрасте полезно играть с предметами, отображающими людей и животных. Используя кукол или зверей, можно обучать малыша новым словам, показывать различные ситуации;
  • Заводные и динамичные игрушки. Хорошо, когда игрушка яркая, но если она еще и двигается – польза вдвойне. Малыш тренирует ловкость, моторику, зрение и умственные способности, наблюдая, как при помощи несложных движений рук, оживает предмет;
  • Бытовые игрушки. Игрушки, изображающие обычные предметы или бытовые предметы, разрешенные для игр. Дети копируют поведение взрослых, многие их игры состоят из попыток повторить действия за окружающими;
  • Шкатулки, коробочки, сортеры. Умения сложить все в коробку или достать из нее, подобрать предмет по размеру или извлечь из отверстия нужный предмет – занятия для 9-ти месячного ребенка. Тренируя моторику и ловкость, зрение и умственные способности кроха с увлечением будет достаточно долго занят;
  • Музыкальные инструменты. Игрушечные или настоящие хорошо влияют на развитие слуха малыша;
  • Книжки.

Чтобы привлечь карапуза к занятиям с игрушками следует соблюдать некоторые правила:

  • Не выкладывайте перед крохой сразу все игрушки. Давайте небольшое количество предметов и заменяйте на новые, когда ему надоест предыдущее занятие;
  • Старые, хорошо изученные игрушки вызовут у малыша восторг, если на недельку исчезнут из поля зрения;
  • Показывайте простые способы игры с предложенными предметами, с увлечением играйте вместе с ребенком.

Техника безопасности

Возросшая активность карапуза требует от родителей повышенного внимания к вопросам безопасности. Рекомендуется:

  • Убрать все мелкие, бьющиеся, хрупкие вещи из доступа ребенка. Не оставляйте монеты на видном месте;
  • Закрыть все розетки заглушками, провода спрятать за мебель или под ковры;
  • Химические, ядовитые, лекарственные средства убрать в недоступные места. Недопустимо хранение порошка и других моющих средств в непосредственном доступе ребенка, даже в закрытом виде;
  • Острые, режущие и колющие предметы должны быть недоступны малышу;
  • Объясните карапузу значение слов «горячо», «опасно», «нельзя»;
  • Не ставьте на край стола или плиты горячие кастрюлю, чашку, тарелку;
  • Следите за тем, чтобы электроприборы были выключены из сети, а розетка была закрыта;
  • В домах с газовым оборудованием не забывайте перекрывать газ, следите, чтобы кроха не трогал вентили;
  • Установите на двери ограничители, чтобы малыш не прищемил себе пальчики;
  • Накройте острые твердые углы мебели плотной тканью;
  • В период активного освоения малышом навыка ходьбы старайтесь предусмотреть место возможного падения и подстелить плед или другой мягкий предмет;
  • Уберите или закрепите легко опрокидываемые стулья, подвижную мебель.

Дети не чувствуют опасности, они просто играют, изучая окружающий мир известными способами. Постарайтесь предугадать потенциально опасные ситуации и обезопасить своего карапуза.

Что должно насторожить

Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану и со своей скоростью. Кто-то осваивает базовые навыки раньше, кто-то позже. Не спешите делать выводы о развитии, сравнивая своего карапуза с соседским. В большинстве случаев ваш кроха сможет догнать и даже перегнать сверстников через несколько недель. Стоит срочно обратиться к участковому педиатру, если ваш малыш к 9-ти месяцам:

  • Не может удержать равновесие сидя.
  • Не ворочается со спины на живот и обратно.
  • Не ползет вперед.
  • Не стремится приобретать самостоятельные навыки: пить из чашки, снимать носки и шапку.
  • Не стучит предметами об пол и друг об друга.
  • Не повторяет за вами слоги.
  • Не боится «чужих».
  • Не протестует при попытке отобрать у него игрушки.

Возможно, ваши волнения будут напрасны, но безопаснее, если это озвучит специалист, наблюдающий за вашим малышом, на протяжении первого года жизни.

10-й месяц жизни ребенка наполнен открытиями и свершениями. Каждый день кроха будет радовать вас своими маленькими достижениями и умениями. В этом возрасте мама должна внимательно следить за своим здоровьем и самочувствием. Если вы продолжаете кормить грудью, то могут проявиться негативные последствия в виде ломкости ногтей и выпадения волос. Чтобы кроха чувствовал себя комфортно, старайтесь находить время на себя и свое здоровье. Счастливая, красивая, отдохнувшая мама – залог счастливого детства ребенка.

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону - зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 - 10 лет - начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 - 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.


Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст - основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период - решающее.

Развитие детей 9 - 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.


Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.


Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит - его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители - это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 - 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.


Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.


Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект - это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации - это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 - 10 лет - это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).


Сексуальное воспитание — задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.


Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнему

Культура поведения

9 - 10 лет - это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе - это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше - показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 - 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо - значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.


Хорошие манеры родители должны прививать с детства

Подготовка к быту

В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.

Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.


В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.

Проблемные моменты

В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

  • низкую самооценку;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.


Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.

Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.

Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.

Наступает период, которого так ждут родители: еда малыша с каждым днем становится разнообразнее и все более похожей на «взрослую». А матери могут порадовать себя и кроху, угощая его новыми для него деликатесами и любуясь, как удивление на его лице сменяется удовольствием. Как кормить и чем можно побаловать ребенка?

Режим питания ребенка 9-10 месяцев жизни

Независимо от того, грудное молоко или адаптированную смесь получает младенец, большинство детей в этом возрасте имеют 5 основных приемов пищи. Рекомендуется придерживаться такого режима кормлений:

  1. Ранний завтрак – мамино молочко или смесь.
  2. Плотный завтрак: или овощное пюре.
  3. Обед – мясное пюре с овощным или с кашей.
  4. Полдник: или каша.
  5. Ужин – молочный — как первый завтрак.

Между приемами пищи или непосредственно после кормления плотным блюдом обязательно предлагать кипяченую воду комнатной температуры или слегка (!) подогретую. Это необходимо для того, чтобы малютка мог нормально переварить и усвоить тяжелую пищу. Допускается давать детский чай после употребления мяса или сдобренного растительным маслом овощного пюре. Но важно помнить о риске развития аллергии, поэтому злоупотреблять травяными и ягодными отварами нельзя. Лучше ограничиться чистой водой.

Примерное меню на день для младенца 9-10 месяцев

Всего за сутки объем пищи приблизительно равен 1 литру. При этом дважды малютка получает только молоко, а три кормления – плотную пищу в виде обязательных (то есть ежедневно) и также по 200 мл. За сутки объем каши и овощного пюре должен в общем составлять по 180 мл на 9 месяце и по 190 мл – на 10-м, а мяса – 40 и 45 гр. соответственно. Недостающий до 200 мл объем дополняется молоком.

Если пищевые привычки в семье в корне отличаются от предложенного режима, то уже можно аккуратно, постепенно приучать ребенка к ним. Кроме того, в зависимости от особенностей состояния здоровья и аппетита крохи возможны другие варианты. Например:

  • Карапуз предпочитает рано вечером ложиться спать, но за ночь несколько раз просит грудь или бутылочку . В таком случае можно перед сном накормить его кашей и дать запить молоком. Когда он ночью потребует еды, в первую очередь предлагать воду, а молоко – только если, напившись, все равно останется голодным. Так гораздо проще проходит постепенная отмена ночных кормлений. Дети в таких случаях встают утром рано, и первый завтрак у них молочный.
  • Ребенок отказывается съедать полный объем прикорма в одно кормление . Тогда его можно разделить. К примеру, дать 100 гр. каши со 100 мл молока в первый завтрак, а еще 80-90 гр. каши – с 40 гр. мяса в обед (запить водой). Овощное пюре – 100 гр. с молоком во второй завтрак и 80-90 гр. с молоком – на ужин, а полдник оставить молочным.

Вводим новые продукты в рацион малыша

Основные прикормы – кашу, мясное и овощное пюре – можно разнообразить, добавляя в них при приготовлении или в готовое блюдо новые продукты. Вводить их необходимо по тем же , что и прикормы.

Масло растительное

Ежедневно в овощное пюре. Так как его начинают давать на 7-8 месяцах жизни, малыш успевает к нему привыкнуть. Остается постепенно увеличить его количество до 1 чайной ложки (это 45 ккал!).

Масло сливочное

Можно начинать добавлять его в кашу в объеме до 1 чайной ложки (от 20 до 35 ккал). Главное его назначение – увеличить энергетическую ценность блюда, потому при избыточной массе тела это не обязательный компонент. В любом случае масло должно быть из коровьих сливок без растительных добавок (не спред, не мягкое масло и не маргарин).

Хлеб и хлебобулочные изделия

В обед малышу предложите небольшой кусочек черного хлеба без корочки. Молочный прием пищи, например, полдник, можно усилить сухариком или кусочком «вчерашнего» слегка подсушенного батона. Разрешается давать «чесать десны» сушкой без вкусо-ароматических добавок. Можно развести в молоке детское печенье. Важно: жевать малютка должен только под присмотром взрослых, так как он может подавиться кусочком или вдохнуть крошки, и только во время еды. Между приемами пищи любые дополнительные перекусы, кроме допаивания чистой водой, сбивают ритмичную работу желудка, приводя к срывам пищеварения, угнетению аппетита, и нарушают формирование привычного режима кормления.

Каши из круп, содержащих глютен

По мере взросления ребенка и созревания его кишечных барьеров риск развития глютеновой энтеропатии (целиакии) уменьшается. Можно аккуратно, понемногу вводить глютеновые каши, следя за состоянием ребенка: его аппетитом, стулом, склонностью к срыгиванию и за появлением колик. Если все в порядке – такие крупы могут включаться в меню наравне с безглютеновыми.

Фруктовый сок и пюре

Если у ребенка (а лучше – и у его мамы) нет аллергической настроенности, допускается введение в рацион фруктовых соков и пюре. Их объем на день не должен превышать количество полных месяцев жизни, умноженное на 10, то есть 80 мл на 9-м месяце и 90 мл – на 10-м. В сезон плодоношения лучше использовать свежие фрукты, в зимний и весенний период – свежезамороженные или детские консервы.

Фруктовое пюре должно использоваться не как самостоятельное блюдо, а как добавка в основной прикорм (в кашу). Его назначение в питании младенца:

  • приучение малыша к вкусовому разнообразию;
  • источник клетчатки;
  • снижение калорийности основного прикорма при избыточной массе тела ребенка;
  • пополнение запасов аскорбиновой кислоты и других витаминов (меньше) из свежих фруктов.
  • при легкой лактазной недостаточности;
  • при неустойчивом стуле, особенно со склонностью к запорам;
  • при рахите;
  • при аллергической настроенности или детям-атопикам;
  • после кишечных или респираторных вирусных инфекций.

На 9-10 месяцах жизни приветствуется комбинирование нескольких продуктов при приготовлении блюда или его оформлении перед подачей к столу . Полезны салаты из свежих овощей к мясу, молочный или фруктовый соус к каше, супы-пюре. Разрешается вводить каши из 2 и более круп, фруктовые или овощные пудинги.