Самые яркие фаворитки и любовницы российских императоров I - id77. Фаворитки и любовницы российских государей

Самые яркие фаворитки и любовницы российских императоров I February 7th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
Довольно общирная тема. Есть, как говорится, где развернуться:-)))
Ибо получается, что среди российских императоров метрессы не было только у Александра III:-)
О двух самых известных любовницах мы говорить не будем. Ибо Марта Скавронская вообще стала императрицей и даже правила (ну, достаточно формально, честно говоря,учитывая, что она пчти не просыхала:-)) под именем Екатерины I, а Екатерина Михайловна Долгорукова, стала морганатической, супругой императора Александра II, родила 4 детей и даже ввела новое слово для обозначения секса- bingerle (бенжерль). Именно так они в переписке с императором оный процесс называли:-)

Е. М. Долгорукова

Не будем вспоминать и обоих Нелидовых, несчастную Гамильтон и Кантемир. Сосредоточимся лишь на 5 дамах:-))

Первой и, наверное,самой яркой из всех, была Ольга Александровна Жеребцова по прозвищу "отечественая миледи".. Урожденная Зубова, она с младых ногтей научилась кутить,и зажигать так,чтобы фраппировать публику даже в отнюдь не пуританские времена:-)

Родилась дамочка в 1766 году и очень рано выскочила замуж, за представителя старинного, но захудалого рода Жеребцовых. Сходу начала карнавал жизни, говоря что она "вдова при живом муже" :-) Когда братик Платоша был приласкан стареющей Екатериной Великой и стал ее последним любовником, перебралась в Петербург и заблистала новыми гранями. Поменяв нескольких любовников, она сосредоточила свое внимание на двоих -на наследнике престола Павле Петровиче и английском после Уитворте. Первый был интересен как "десерт", а второго она очень любила. быть может как то по своему- но любила. Забавно, что именно из-за своей любви она сыграла достаточно большую роль в Заговоре 11-12 марта 1801 года, таким образом помогая одному своему любовнику,уничтожить другого (пусть и бывшего). А если учитывать, что еще одним ее любовником был и граф Пален, то достаточно сложная любовная фигура получается:-)
Впрочем Уитворта выдворили за границу незадолго до переворота и Жеребцова помчалась вслед за ним. Но механизм уже был запущен...


Чарльз Уитворт

За границами России английский посланник попытался отделаться от ненужной уже и изрядно надоевшей своими сумасбродствами Ольги Александровне, но та не готова была просто так сдаться. Тогда Уитворт...сбежал, а через пару недель женился на вдовствующей герцогине Дорсет. Жеребцова не отступила и прорвалась в Лондон для выяснения отношений. Уехала оттуда через некоторое время и больше своего бывшего любовника недоставала. Злые языки говорят, что герцогиня Дорсет попросту...откупилась:-) И я даже не могу представить, какова должна быть сумма (если это действительно не легенда), ибо после фаворитства Платоши, а также его участия в Заговоре, с деньгами у Жеребцовой проблем не было никаких.

Впрочем в Англию она съездила не зазря:-) По слухам, она там стала любовницей принца Уэльского, будущего Георга IV и даже родила сына Егора. Этого внебрачного сына она до конца выдавала за сына британского монарха; он дослужился до полковника и взял в жёны княжну Щербатову.

Георг IV

Последние годы жизни провела в Санкт-Петербурге. В старости Жеребцова была собеседницей молодого А. И. Герцена, посвятившего ей несколько страниц в «Былом и думах». Вот что тот писал о Жеребцовой:
«… Странная оригинальная развалина другого века, окружённая выродившимся поколением на бесплодной и низкой почве петербургской придворной жизни, она чувствовала себя выше его и была права… Её ошибка состояла не в презрении ничтожных людей, а в том, что она принимала произведения придворного огорода за всё наше поколение ».
Умерла 1 марта 1849 года и похоронена в семейной усыпальнице графов Зубовых, в Троицко-Сергиевой пустыни.

Прекрасная Мария Антоновна Нарышкина , урождённая княжна Святополк-Четвертинская по прозвищу "Русская Аспазия" около 15 лет была любовницей Александра I. "Плешивый щеголь" вообще был большой ходок, но Мария Антоновна была главной жемчужиной в его коллекции. Опять-таки к ней терпимо относилась и его законная супруга Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская).

Родилась Мария Антоновна 2 февраля 1779 в веселой Варшаве. Ее отец, польский магнат Антоний Четвертинский был прорусским политиком, за что в буквальном смысле был линчеван толпой во время восстания Костюшко. Екатерина II велела вывезти его вдову с детьми в Петербург и взяла на себя устройство их будущего. После такого протектората судьба девочки и ее сестры и брата была обеспечена. Несмотря на то, что мать не вынесла потери мужа и вскоре умерла,оставив детей сиротами. Но судьба сложилась у них неплохо. Брат, князь Борис Антонович Четвертинский, впоследствии стал управляющим Московским конюшенным отделением, и обер-шталмейстером, а сестра княжна Жанетта Антоновна Четвертинская (в браке Вышковская) стала любовницей великого князя Константина и чуть не развела его с женой:-)


Жанетта Гродзинская (по мужу)

Сама Мария Антоновна в 15 лет Мария была пожалована во фрейлины, а год спустя выдана замуж за 31-летнего Дмитрия Нарышкина, одного из богатейших вельмож екатерининской эпохи. Кстати, именно эту свадьбу воспевал Державин в «Новоселье молодых».

В браке красота Марии расцвела настолько, что она стала первой красавицей двора. Несмотря на внешность и огромное богатство,всегда была мила и очень скромна. Именно эта скромность,возможно и обратила внимание со стороны цесаревича Александра Павловича. Их связь длилась более 15 лет даже после официальной женитьбы, и по слухам, император имел с ней нескольких детей. Хотя в этом я сильно сомневаюсь - он был бездетен. Но все с уверенностью говорят, что дочь Софья Дмитриевна Нарышкина была именно его. И ее смерть от чахотки в юном возрасте очень подорвало здоровье самого императора.

Софья Дмитриевна

Когда ее старшая сестра Жанетта составила такую же «теневую семью» с младшим братом императора, Константином., то получилась интересная по пикантности ситуация:-)
Впрочем это продлилось не очень долго. До уонца непонятно, то ли она сама порвала с императором, то ли тот поверил слухам о множестве иных любовников. Как минимум о двух говорили открыто - о князе Гагарине и генерал-адъютанте графе Адаме Ожаровском.
А что же муж, спросите вы? Оооо..это был персонаж интересный. Помните "Орден рогоносцев", из-за которого впоследствии погиб Пушкин? Дмитрий Львович Нарышкин в свете считался его "Магистром" :-))


После прекращения любовной связи с императором Мария Антоновна не потеряла его благосклонность, но уехала в 1813 году из России и проживала большей частью в Европе.
Во время короткого приезда в Петербург в 1818 году Нарышкина устроила брак старшей дочери с сыном министра Д. А. Гурьева. В 1835 году М. А. Нарышкина поселилась с мужем в Одессе. С этого времени в её жизни начинает играть заметную роль бывший флигель-адъютант Брозин. По некоторым сведениям, овдовев в 1838 году, Нарышкина вышла замуж за этого генерала, чем вызвала неудовольство Николая I. Последние годы своей жизни она провела с Брозиным за границей. В Одессу приезжала лишь изредка.

Умерла на Старенбергском озере и была похоронена в Мюнхене на старом южном кладбище.
Вот такая интересная дама.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

В Касимове обнаружили горячего свидетеля романа императора и балерины Матильды Кшесинской.

К 100-летию отречения от престола императора НИКОЛАЯ II либеральной интеллигенции приготовили подарок. Все-таки это их праздник. Официально сообщили, что премьера скандального фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда» о запретной любви наследника престола и балерины КШЕСИНСКОЙ пройдет в Мариинском театре.

Действительно, глупо было утверждать, что между ними ничего не было. Но пока шли разговоры о половой невинности царя-батюшки, на свет божий вытащили еще одну его возможную пассию.

Считается, что жизнерадостную польку Матильду Кшесинскую своему флегматичному сынку Ники подарил папа. 23 марта 1890 года после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовал сам Александр III с наследником престола, был дан торжественный обед. Государь распорядился, чтобы рядом с будущим императором Николаем II посадили именно Кшесинскую. Семья решила, что Ники пора стать настоящим мужчиной, а балет являлся чем-то вроде официального гарема, и связь с балеринами не считалась в кругу аристократии зазорной.

На жаргоне, принятом в русской гвардии, поездки к танцовщицам ради сексуального удовлетворения своих буйных страстей называли «поход за картофелем». Наследник не стал исключением и под именем гусара Волкова несколько лет «ходил за картошкой» к Матильде. До тех пор пока в ноябре 1894 года не женился на Алисе Гессенской

Об особом внимании наследника российского престола к балерине Мариинского театра писали петербургские газеты, но сплетни жестко купировались цензурой и до провинции не доходили. Однажды это привело к забавному казусу.

В касимовском музее «Русский самовар» нашелся «живой» свидетель тех событий. Это тульский самовар, выпущенный Первой паровой самоварной фабрикой Василия Баташова в 1898 году к 30-летию императора. Фабрика Баташова поставляла самовары во все великокняжеские дворцы. Штучный самовар считался тогда очень крутым подарком и стоил больших денег. Юбилейный экземпляр, который должен был стоять на царском столе перед Николаем Александровичем, естественно, тоже заказали Баташову.

Тульские мастера долго думали над сюжетом и решили отобразить в своем произведении роль императора как покровителя искусства. Украсили «пузатого» греческим орнаментом и посвятили его музе танца Терпсихоре. Особое внимание уделили ручкам самовара, которые представляли собой изящные изогнутые балетные ножки.

В службе протокола дворца разве что только не приказали арестовать Баташова, прибывшего в Петербург со своим подарком. Фабриканта обвинили в желании оскорбить императрицу грязными намеками. Простили, лишь осознав, что тот не понимает ни слова из сыплющихся на него обвинений и что в его карете лежит еще три других самовара, на выбор. Не прошедший цензуру бытовой прибор вернули обратно с приказом переплавить. Но кто же будет выполнять такие приказы?

Сероглазый король

На волне споров о личной жизни последнего императора всплыла давно забытая история о его связи с поэтессой Анной Ахматовой .

Вспомнили книгу «Из записок об Анне Ахматовой» советского литературоведа Эммы Герштейн , где та писала: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» - потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Никаких дальнейших пояснений современница поэтессы не оставила, но такое заявление исключает двоякую трактовку.

Нечто похожее встречается и в мемуарах художника Юрия Анненкова , которые вышли в Париже под названием «Повесть о пустяках». Вспоминая период с 1909 по 1912 год, иммигрант уверял: «Вся литературная публика в то время судачила о романе Николая II и Ахматовой!»

Каким же образом Ахматова могла сойтись с Романовым ? Да без особых проблем. Окна ее дома в Царском селе выходили на императорскую резиденцию и парк, который был открыт для всех желающих. Рассказы о встрече с Николаем II во время прогулок содержатся во множестве обывательских воспоминаний.

Кстати, слухи о романе с императором сама поэтесса никогда не опровергала. К сожалению, подтверждение этой связи находится в основном в ее стихах. Так, в ее первом сборнике «Вечер» часто встречается образ «сероглазого» венценосного любовника, счастье с которым по какой-то роковой причине невозможно. Интересно, что самой запоминающейся чертой внешности Николая II, по воспоминаниям зарубежных дипломатов, были именно «серые лучистые глаза».

Косвенным доказательством связи может служить неоправданно быстрый успех дореволюционных стихов Ахматовой. Даже ее первые, по признанию самой поэтессы, «беспомощные» сборники «Вечер» и «Четки» были встречены подозрительно единодушным одобрением официальных критиков. Выслуживались, расхваливая творчество императорской фаворитки? Показательно и то, что после революции поэтесса надолго утратила благосклонность критиков. Однако Анна Андреевна никогда не падала духом и даже в самые тяжелые времена вела себя с поразительным достоинством. Иногда поэтесса настолько входила в роль царственной особы, что сын Лев умоляюще восклицал: «Мама, не королевствуй!»

Быть императором в Российской империи было не так-то и просто, ведь их всегда ожидало множество обязанностей и неотложных дел государственной важности. Цари в некоторых вопросах были даже подневольными людьми.

Главная проблема, которая поджидала любого монарха, - брак по расчету. Невозможно было полюбить женщину, которую выбрал себе в жены не сам. Поэтому приходилось находить выход своим чувствам. Да, государи не были бездушными машинами, они тоже умели любить. Сейчас мы и расскажем о любовницах императоров, имена которых не встретишь в учебниках.

Анна Лопухина (любовница Павла I)

Анна происходила из рода Лопухиных и была потомком первой жены Петра I. Изумительно красивая барышня с отменными манерами и невероятной грацией поразила сердце императора Павла I во время одного из балов. Влюбившись в девушку, царь перевез ее семью в Петербург и наградил чинами, чтобы она была всегда подле него.

Государь настолько обожал Лопухину, что называл в ее честь корабли и даже сгоряча приказал покрасить стены Михайловского дворца в цвет ее перчаток.

Счастье продолжалось недолго: Павел оказался недостаточно требовательным, поэтому Анна вышла замуж за князя Гагарина и была вынуждена разорвать порочную связь. Через два года императора лишили жизни заговорщики.

Мария Нарышкина (любовница Александра I)

Мария происходила из польского дворянского рода Четвертинских. Еще ребенком ее привезли в Петербург, где она стала фрейлиной и в возрасте 16 лет вышла замуж за обер-егермейстера Нарышкина.

Любовницей цесаревича Александра Мария стала в 1799 году, несмотря на то, что тот был женат на Елизавете Алексеевне.

Вместе царь и фаворитка были 15 лет, Мария даже родила Александру пятерых детей. Впрочем, все они получили фамилию законного мужа Нарышкиной.

Любовница императора настраивала его против жены и требовала развода. Результатом споров стал их разрыв в 1814 году.

Варвара Нелидова (любовница Николая I)

Николай I был человеком довольно жестким и скрытным. За кровавые подавления восстаний европейские монархи прозвали его главным жандармом Европы.

В 1832 году жена императора Александра родила уже седьмого ребенка, после чего врачи настоятельно рекомендовали ей прекратить все половые контакты. Тогда 36-летний Николай нашел для нее замену - 18-летнюю Варвару. Она оказалась «потомственной любовницей», ведь была внучатой племянницей фаворитки Павла I.

Информацию о внебрачных детях государь тщательно скрывал, однако придворные всё же узнали о двух наследниках, которых ему подарила Варвара. Он их, конечно же, не признал.

Когда Николай I слег от пневмонии и дожидался своего последнего часа, то жена Александра была не против, чтобы любовница простилась с ним.

Екатерина Долгорукова (любовница Александра II)

Александр был дружен с семьей Долгоруковых и познакомился с Екатериной, когда той было всего 12 лет. Девушка была своенравной, поэтому отказала царю, когда тот начал проявлять к ней знаки внимания.

То ли из жалости, то ли из соображений корысти Долгорукова стала любовницей царя после того, как его жена Мария Александровна переболела туберкулезом и не смогла исполнять свой супружеский долг.

Александр II сделал Екатерину фрейлиной жены, чтобы она всегда была рядом с ним. Она родила ему четырех детей, которые не могли претендовать на трон. Поспешила, ведь вскоре скончалась Мария Александровна, и царь взял ее в жены.

Романовы так и не приняли новую императрицу, поэтому после гибели мужа от рук анархистов она эмигрировала вместе с детьми во Францию.

Суровые русские императоры, которые не моргнув глазом могли приказать подавлять народные восстания и казнить людей, были обычными людьми с простыми человеческими слабостями. Нелюбимые жены даже частенько закрывали глаза на интрижки царей, их вполне устраивал титул императрицы и всевозможные почести.

Фрейлины выстраивались толпами, желая стать любимицами государя, однако везло далеко не всем. Согласись, любая женщина согласилась бы быть даже любовницей императора. Не жена, зато при дворе.

Публикации раздела Музеи

Портреты фаворитов российских императоров

Д амы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние .

Василий Голицын

Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей

Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I . Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов - текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди - награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон

Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов

Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств . После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова

Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» - непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов

Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей

Фаворитка императора Павла I , который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла - рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй - императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой , жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина

Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I . Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.