О натуральной и прессованной бирюзе: как отличить подделку. Аналоги и подделки бирюзы. Прессованная бирюза Бирюза как выбрать

Подделки и имитации

К сожалению, бирюза камень достаточно редкий и среди полудрагоценных камней самый подделываемый. В продаже встречается много имитаций бирюзы, синтезированных, подкрашенных или склеенных камней.

Разработан ряд технологий получения высококачественной синтетической бирюзы, в том числе в нашей стране. Такая бирюза почти полностью соответствует природной. Как уже писалось ранее, плохую бирюзу всегда пытались «облагородить», т.е. подкрасить. Некоторые предприимчивые дельцы теми же составами пропитывают кость, штукатурку, извёстку, гипс, в лучшем случае - кварцит. Особого искусства здесь достигли китайские мастера. Также имейте в виду, что в Индии нет месторождений хорошей бирюзы, а всё, что оттуда приходит - наглая подделка.

Любая «бирюза», о которой пойдет речь ниже является имитацией бирюзы в полном и безусловном смысле.

5) ИМИТАЦИЯ БИРЮЗЫ (Imitation turquoise)это вообще не бирюза, а либо

а) прокрашенные в массе природные минералы, либо

б) искусственные материалы, которые имитируют цвет природной бирюзы.

Бирюза всегда побуждала камнерезов искать похожие на нее минералы, которые в их естественном виде или после искусственного подкрашивания могли бы применяться в ювелирных изделиях вместо бирюзы. Сейчас таких минералов насчитывается около двадцати.

5.1 ПРИРОДНЫЕ ИМИТАЦИИ

Иногда за бирюзу выдают похожие на неё по цвету минералы - варисцит, хризоколлу или окрашенный минерал говлит (хаулит), магнезит, кахалонг, низкосортный лазурит, халцедон, яшма. Камни-дублёры стоят гораздо дешевле даже облагороженной или прессованной натуральной бирюзы. Существуют имитации из обожженного гипса и алебастра.

В последнее время в ювелирных украшениях все чаще вместо бирюзы используют натуральный минерал турквенит. Он был открыт всего несколько десятилетий тому назад, и его уже успели оценить по достоинству. По внешним признакам турквенит очень похож на бирюзу - это белый или голубой камень с черными прожилками. Отличить от бирюзы его можно по характерному фарфоровому блеску, в то время как блеск натуральной бирюзы скорее восковой или шелковистый. Понять, что именно вы носите, натуральную бирюзу или турквенит, под силу лишь опытному ювелиру, да и то проверку надо проводить в лабораторных условиях.

Турквенит - красивый минерал, а так как запасы бирюзы истощены, в будущем он станет полноценным её заменителем. Особенно учитывая то, что украшения из турквенита более долговечны. Турквенит не трескается от нагревания, не меняет цвет от прикосновения с кожей, не боится воды и света.

«Костяная бирюза»

Издавна за бирюзу выдавали одонтолит. Это кости различных животных, содержащие апатит и вивианит, которые обусловили его голубоватую окраску. Существуют также подделки из костей и зубов животных, окрашенные в бирюзовый цвет искусственными красителями. Под микроскопом видна характерная для кости ячеистая структура.

5.2) СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИМИТАЦИИ (synthetic turquoise)

Наиболее распространенный вид современной подделки бирюзы - синтетические имитации. Сегодня даже в ювелирных изделиях из золота преобладает однородная идеальная голубая синтетическая бирюза (с черными прожилками по поверхности или внутри камня или чистый цвет с белесыми включениями).

5.2.1) Наиболее древний искусственный заменитель бирюзы — стекло

Его применяли уже в Древнем Египте 4 тысячи лет назад (окрашенные кобальтом стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.)). В качестве красителей в этих стеклах применялись медь и кобальт, позднее, для придания более близкого к природной бирюзе вида, — окись цинка. Эти стекла имеют плотность 2,8-3,3 г/см3 и показатель преломления 1,6. При рассмотрении их через лупу видно, что это не бирюза, а стекло, содержащее многочисленные газовые пузырьки. В числе имитаций под бирюзу применяют керамику, в том числе фаянс, фар фор и эмали. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слегка обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Исследование этих веществ позволяет отличить их от бирюзы по более грубому, шагреневому виду поверхности, меньшей плотности и стекловатому блеску.

5.2.2) "Венская бирюза"

Еще одна искусственная имитация бирюзы, получившая распространение в Европе с 19 в. и представляющая собой термически обработанную и спрессованную смесь малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты (по другим источникам: получается путем прессования осажденного фосфата, подкрашенного олеатом меди). "Венская бирюза" имеет сравнительно низкий показатель преломления (1,45) и при нагревании в пламени газовой горелки спекается в черное стекло, тогда как природная бирюза при нагревании превращается в темно-бурый порошок.

5.2.3) Бирюза под названием "неолит"

Из фосфата меди и гидроокиси алюминия (синтезирована в ФРГ в 1957 г.). В такой синтетической бирюзе появляется яркая зеленовато-желтая окраска, нехарактерная для природной бирюзы. При нагревании она чернеет, а не трескается. Это вещество с показателем преломления 1,55 - смесь бейерита и фосфата меди с темными прожилками "матрицы", полученное благодаря примеси аморфных соединений железа. Практически неолит идентичен венской бирюзе.

"Венская бирюза" и неолит под действием соляной кислоты приобретают яркий зеленовато-желтый цвет, никогда не проявляющийся в природной бирюзе.

5.2.4) ПЛАСТИК — самая дешевая имитация бирюзы

Из него отливают кабошоны, иногда с характерным рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без воскового блеска.

В последнее время к числу имитаций добавились бирюзоподобные продукты, имеющие состав бирюзы, но отличающиеся от нее структурой и примесями. Их назвали "синто" И "адко" по производящим их фирмам "Синто Джем Компании" и "Адко Продактс". Пластмассу очень легко определить по весу, если она не оправлена в металл. Возьмите в руку изделие без металлической оправы (браслет или бусы), и если оно лёгкое, то это стопроцентная подделка.

В последнее время продавцы всё чаще прибегают к керамике, более тяжелой, чем пластмасса, и даже наносят на поверхность сетку из черных прожилок, характерную для так называемой «матричной бирюзы». От настоящей бирюзы её отличает отсутствие воскового блеска. Но если раньше вам не приходилось видеть натуральный камень, не ориентируйтесь на этот критерий. При хорошей обработке такая бирюза визуально не отличается от качественных природных камней и чаще всего продается по той же цене, иногда немного дешевле.

6. ИСКУССТВЕННАЯБИРЮЗА(artificial, industrial turquoise)

Кроме того, во многих странах в настоящее время получают искусственную бирюзу, имеющую аналогичный или близкий состав, и практически неотличимую от природной. Например, синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, была получена в еще в СССР. Она имеет ярко-голубой цвет с различными оттенками и текстурными особенностями, которые характерны для кондиционных сортов природной бирюзы. Ее химический состав аналогичен природной бирюзе, а дебаеграмма показывает набор всех основных линий бирюзы. Синтетическая бирюза, полученная в России и во Франции, практически неотличима от природной. Она может быть как голубой, так и сетчатой (паутинной), имитирующей лучшие образцы аризонской бирюзы. Отлична лишь микроструктура, представляющая собой агрегат угловатых обломков, цементированных беловатой массой. И всё-таки любая созданная в лабораториях бирюза, даже полностью идентичная по своим химическим и физическим свойствам природной, ни в коем случае не будет считаться ни настоящей, ни природной бирюзой, а лишь ее более или менее удачной копией!

Резюме:

Когда вы покупаете бирюзу, сначала спрашивайте является ли данная бирюза настоящей, чтобы убедиться в том, что вам предлагают не имитацию и не искусственную бирюзу. Получив ответ на первый вопрос, постарайтесь узнать какой обработке (укрепление, облагораживание, восстановление) подвергалась эта бирюза. Будьте внимательны в терминах и старайтесь выяснить именно то насколько глубоко подвергалась обработке ваша бирюза, поскольку некоторые производители и торговцы называют природной бирюзой ту, которая только выглядит как природная, а на самом деле может быть прессованной или что еще хуже - синтетической имитацией!

Затрудняет выяснение истины не только использование одних и тех же терминов в разных значениях, но и то обстоятельство, что обработкой и облагораживанием бирюзы занимаются прежде всего сами владельцы и разработчики месторождений, заинтересованные в повышении рентабельности своих копей, поэтому многие торговцы и даже ювелиры могут не знать, что они продают, и добросовестно заблуждаться относительно качества предлагаемой вам бирюзы.

Как отличить настоящую бирюзу от подделок

Иногда имитации бывают настолько хорошо, что даже спектральный анализ и исследование при помощи микроскопа не даёт точного результат. особо недобросовестные и предприимчивые деятели используют для подделки пластмассу. Да, ситуация неутешительная. По некоторым подсчетам 90% представленной на современном рынке бирюзы это лишь имитация, различающаяся по своему качеству.

Как отличить настоящую бирюзу от подделки, каких рекомендаций придерживаться, чтобы не дать себя обмануть?

Природная бирюза отличается от имитирующих ее минералов и других материалов физическими свойствами и со стопроцентной уверенностью сказать, что перед вами лежит изделие из настоящей бирюзы, может только опытный ювелир после проведения специальных исследований.

Но есть несколько правил, которые помогут вам избежать покупки откровенной подделки.

1. Поместите изделие под лупу. Внимательно рассмотрите вкрапления, если их цвет значительно темнее самого камня, скорее всего, это магнезит, окрашенный с помощью солей меди. Изучите поверхность камня: бирюза пористая, а пластиковые подделки нет.

2. Если вы видите мельчайшие пузырьки, значит, перед вами подделка из стекла. Об этом же свидетельствуют микроскопические трещины, на настоящей бирюзе их быть не должно.

3. Собираясь приобрести бусы, осмотрите места, где высверлены отверстия для нитей. Если внутренность бусин белая или, наоборот, темная, значит, перед вами окрашенная в цвет бирюзы пластмасса.

4. Потрите камень влажной салфеткой, если материал окрасится, значит, перед вами подделка, окрашенная дешевым красителем. Более качественные способы окраски можно проверить, проведя ватным диском, смоченным в спирте, по поверхности камня. На плоскости останутся разводы, а диск испачкается. Однако это не универсальный способ проверки, он поможет исключить только некачественную имитацию.

5. Можно подержать бирюзу над спичкой: если будет чернеть и плавиться, если появится характерный пластмассовый запах - значит это пластик под видом бирюзы. Все действия надо осуществлять с обратной стороны изделия, так как в основном проверка приводит к повреждению камня.

6. Используйте иголку, нагретую в пламени. Коснитесь ей камня (предпочтительно внутренней стороны). Если вы почувствуете резкий запах паленой пластмассы - перед вами подделка из синтетического материала. Иголка при этом расплавит поверхность камня. Запах жженых волос характерен для имитации бирюзы, изготовленной из окаменелых костей животных. На настоящей бирюзе окраска камня изменится, на поверхности выступят микроскопические капли смолы или воска, которыми напитывают камень при обработке.

7. Попробуйте поцарапать камень. Если острый металлический предмет легко оставляет следы, под линией проступает белый цвет, а вдоль нее образуется спиралевидная стружка, знайте, это не настоящая бирюза. Если камень не царапается, а об него стирается иголка, то перед вами скорее всего имитация из фаянса, стекла или халцедона.

8. Соляная кислота помогает вычислить такие имитации как "венская бирюза" и "неолит". Хотя у них качественно разный состав, но реакция на кислоту одинаковая - у подделки при попадании даже капельки раствора хлора появляется отчетливо выраженные желтые пятна. С натуральным материалом такого не произойдёт.

9. Воздействие тепла также помогает понять натуральность минерала. При нагревании настоящий камень треснет по прожилкам, поддельный - почернеет. Но это, конечно, крайняя мера, которую предпринимать следует с огромной осторожностью, стараясь не повредить камень. Вообще все действия по проверке на подлинность надо производить с обратной стороны изделия.

10. Хорошим критерием "природности и натуральности" бирюзы является её размер и цена. Размер более половины сантиметра - это уже достаточно большие вставки, они говорят о том, что это либо прессовка из крошки, либо имитация. Помните, что ювелирная природная бирюза - очень редкий и дорогой минерал, к тому же в природе встречается лишь маленькими кусочками, так что вряд ли из него будут делать бусы.

Цена изделия даже с небольшой вставкой из природной бирюзы начинается минимум от 200 долларов, все что дешевле - не бирюза!

Ярко-голубая или сине-голубая окраска должна насторожить. Если этот рисунок слишком правильный, нарисованный, скорее всего, это подделка.

Покупать бирюзу лучше у надежного продавца, который сможет предоставить информацию о происхождении минерала. И главное, - натуральная бирюза не может стоить дешево. Если цена на изделие заманчиво низкая - нужно насторожиться. Зная какими признаками обладает натуральная бирюза, и как отличить имитацию от настоящего камня, можно обезопасить себя от приобретения явной подделки.

Существует несколько способов, как отличить натуральную бирюзу от подделки. Но для начала надо разобраться, почему они появляются на ювелирном рынке и как делаются. Ведь среди имитаций встречаются очень качественные экземпляры, иногда не уступающие по красоте природным камням. Предлагаем изучить свойства минерала, виды возможных фальшивок, а также воспользоваться нашими советами по проверке украшений на оригинальность.

Характеристика натуральных камней бирюзового рынка

По официальным данным добыча бирюзы в мире сокращается, многие рудники истощены. Однако на ювелирном рынке нет недостатка в украшениях с этим камнем. К тому же появляются все более крупные вставки в кольца и серьги. Вывод ясен – современный мир наводнен имитациями.

В названии отражен один из возможных цветов минерала. Но в природе встречаются белые и голубые, желтые и салатные, коричневые и зеленые экземпляры. Цветовые виды бирюзы характеризуются различными промежуточными тонами. Причем разнообразие оттенков иногда присутствует даже в отдельно взятом самородке.

Далеко не всегда окрас распределен равномерно. Разнообразные вкрапления и сеточки, которые называют бирюзовой матрицей, создают переходы от одной гаммы к другой. Такие камни ценятся коллекционерами из-за редкости.

Но идеальным считается минерал именно насыщенного бирюзового цвета, который называют королевским синим. На втором месте в оценке стоят плотность и твердость. Чем выше показатели, тем дороже.

Характеристики и месторождения

Для бирюзы характерна пористость, что позволяет впитывать жиры и жидкости. Это напрямую влияет на окрас и даже породило легенды об изменении цвета камня при переходе к другому владельцу. Подобные наблюдения подсказали процесс улучшения качества камней еще в древности. Сегодня пропитку делают парафином, акрилом, смолой или воском.

Название минералу дали персы. Оно созвучно с персидским словом «фирузэ», что означает «камень счастья». К общепризнанным цветам относят:

  • голубой;
  • зеленый;
  • светло-синий;
  • сине-зеленый.

Лидер по добыче бирюзы – США (штаты Аризона, Колорадо, Калифорния). Также добывается в Египте, Аргентине, Иране.

Вариации натуральной бирюзы

Ювелирные бирюзовые камни бывают разного качества. Первая, так называемая, природная группа включает дорогие и редкие самоцветы, которые не требуют искусственного улучшения. Им достаточно механической резки и шлифовки.

Укрепленная бирюза – та, которую обработали цементом (натуральным или искусственным). Такие минералы называют также стабилизированными или цементированными. Обычно для этого применяются воск, выпаренный кварц или полистирол. Этот метод улучшения направлен на дополнительное укрепление и сохранение долговечности самоцветов, которые изначально не отличаются требуемой твердостью. По качеству получается камень близкий к природному.

Третья группа – это облагороженная бирюза. Здесь предполагается не только укрепление, но и подкраска. Стоимость подобных камней значительно уступают двум первым, потому что так улучшаются хрупкие минералы, бледных оттенков и с некачественной структурой.

Низкий сорт бирюзы, соответственно, самый дешевый изготавливают из порошка, оставшегося от минералов высокого качества после обработки. Используется метод прессования. Несмотря на то, что бирюза прессованная создается из кусочков, она считается настоящей, как и все вышеперечисленные виды, в составе которых присутствуют натуральные самоцветы.

Древние способы изготовления фальшивок

Выше мы пояснили, что такое прессованная бирюза, и почему она считается натуральной. Теперь поговорим о подделках. Этого добра на рынке в избытке, несмотря на разнообразие разновидностей бирюзы и различной цены в зависимости от сорта.

Еще древние египтяне научились красить обычное стекло и выдавать его за бирюзу. Это был V век до нашей эры. И почти в это же время стали изготовлять имитации путем спекания кремнезема, соды, карбоната кальция и компонентов меди.

Позже в ход пошли фарфор и пластмассы, кости животных и зубы. Измельченные в порошок компоненты красили и прессовали методом, похожим на способ получения прессованной натуральной бирюзы. Подобные фальшивки выглядели очень правдоподобно, имели неоднородную поверхность и красивые оттенки.

Виды современных подделок

В наши дни технологии древних не забыты, но используются с учетом современных реалий. Стекло, пластик, фарфор и эмаль все также красятся искусными мошенниками. Но появились профессионалы, способные делать бирюзу из других натуральных камней. Обычно используют:

  • халцедон;
  • говлит;
  • кварц;
  • лазулит;
  • варисцит.

Здесь тоже применяют метод окрашивания. Лучшим из имитирующих материалов считается говлит, для которого характерны белый цвет и темные прожилки. По качеству он похож на бирюзу, но превосходит ее прочностью. Камень отличается характерным фарфоровым блеском.

Существует имитация под названием «африканская бирюза», на самом деле — это крашеная яшма. В Африке бирюза найдена только на территории Танзании.

Также с помощью современных технологий в лаборатории выращивается синтетическая бирюза и, так называемая, венская. Подробнее о ней расскажем ниже. Если вам интересна тема подделок, то ознакомьтесь со статьей .

Определение подлинности простыми способами

Давайте разберемся подробнее, как отличить от подделки бирюзу природного происхождения. Нам помогут некоторые опыты, которые легко осуществить даже в домашних условиях.

Подлинность натурального камня выдает вес. Ощутите массу минерала, взяв в руку. Даже без весов чувствуется тяжесть самоцвета. Материалы, которые сделаны искусственным путем, гораздо легче.

Чтобы проверить вмешательство красящих веществ, достаточно протереть исследуемый камень спиртовой салфеткой. Если бирюза натуральная, то следа краски не останется. Некачественная имитация выдаст себя остатками зеленоватого цвета на ткани.

Обратите внимание на прожилки. У натурального минерала контраст с основным цветом не может быть слишком явным. Гармоничность – главная черта натуральности.

Испытания огнем и иглой

Если взять настоящую бирюзу в руку, то камень покажется холодным. Однако постепенно минерал нагреется. Этой способности лишены синтетические образцы. Легко определить фальшивку при испытании огнем. При нагревании в пламени спички или свечи они источают запах плавления.

Чтобы случайно не испортить украшение, проводите опыт на скрытой от глаз стороне. Допустимо, если натуральная бирюза покажет трещины по направлению прожилок. Когда в имитации использован более прочный говлит, то его вид не изменится.

Аналогичный способ проверки – прокол образца горячей иголкой. Пластмасса расплавится, а окрашенный под бирюзу камень в месте прокола посветлеет. Если перед вами стабилизированный вид минерала, то вполне возможно появление использованной пропитки.

Царапание иглой тоже поможет определить подделку. Но делать подобные манипуляции надо только на обратной стороне камня. Пластик начнет крошится, говлит выдержит испытание, а настоящую бирюзу подтвердит оставшаяся царапина.

Заглядываем внутрь и давим на психику

Теперь расскажем, как отличить натуральную бирюзу в бусах. Здесь достаточно визуального осмотра внутреннего отверстия. Если в нем сохраняется основной цвет, то камень подлинный.

Еще запомните, что природная бирюза не бывает больших размеров. Обычно самоцвет не превышает 1 куб. см в объеме. Однако если прессовать мелкие частицы, то получаются камни крупные. Стоимость изделия тоже дает возможность распознать натуральность. Цена оригинала 10-15 тысяч рублей. Меньшие суммы заставляют задуматься, — вполне, возможно, что перед вами искусственная бирюза.

Если покупка осуществляется в специализированном магазине, то есть возможность увидеть сертификат. Не исключены подделки документа, но просьба показать его действует магически. Мошенники выдают себя растерянностью.

В сертификате соответствия указывается сорт, предлагаемый к продаже. Тогда легко узнать, что именно перед вами находится. Но лучше всего обратиться за советом к профессионалу, который разбирается в бирюзе, и как отличить подделку знает наверняка. Поэтому советуем искать проверенных в деле геммологов, постоянно работающих с породой и драгоценностями.

Признаки фальшивых камней

Радикальные методы проверки не всегда удобны и возможны. А вот если посмотреть на бирюзу через лупу с десятикратным увеличением, то будут заметны признаки искусственной подделки. Трещины, пузырьки и несвойственный цвет вкраплений – это дефекты, которые не характерны для натурального камня. Заметив большую плотность породы, блеск стекла или темные пятна сразу узнают фальшивый камень.

Помните, что говлит отличается большей плотностью, чем бирюза. Подделка из халцедона будет более тяжелой, а кварц хоть и выглядит похоже, но слишком прозрачен. У варисцита под лупой заметна тонкая корочка, а иногда кристаллики, напоминающие наросты.

Неоригинальные виды: венская бирюза и неолит

Выше мы рассмотрели определенное количество бирюзовых подделок. Учитывая, что камень знали люди еще античных времен, способов накопилось великое множество. И с каждым годом открываются новые технологии. Рассмотрим подробнее способ получения знаменитой венской бирюзы, которая упомянута выше.

Эта разновидность подделок изготавливается методом прессования, но готовый продукт не является каким-либо сортом бирюзы. Дело в том, что за основу берутся не оригинальные частички, а малахитовая порода. К ней добавляют гидроксид алюминия и фосфорную кислоту, предварительно все участвующие в процессе твердые материалы дробятся. Затем идет воздействие высоких температур и охлаждение.

Полученная таким путем имитация бирюзы внешне очень красива, но уступает в твердости натуральным экземплярам. Испытания огнем спички или зажигалки камень не выдерживает и, оплавляясь, становится черным и похожим на стекло.

Неолит – это имитация, сходная с венской бирюзой по внешнему виду. Отличающей приметой является состав, в котором присутствует фосфат меди. Этот вид изобрели немцы в 1957 году. Главный показатель подделки – яркий зеленый цвет с желтизной, который проявляется при воздействии соляной кислоты.

В лабораторных условиях искусственную бирюзу начали делать еще в Советском Союзе. По составу она аналогична природной, отличить невозможно без специальных исследований. Химические и физические свойства полностью совпадают с оригинальными образцами.

Присутствуют характерные цвета – ярко-голубой и насыщенный бирюзовый с различными оттенками и «паутинкой». Также идет полное совпадение по текстурным особенностям.

Определенная микроструктура заметна только при использовании для проверки специальных приборов. С помощью техники можно разглядеть цементную массу и угловатые обломки. Несмотря на полное совпадение свойств, данный вид считается копией, а не оригинальным минералом.

Несколько полезных советов, чтобы не попасть впросак при покупке:

  • приобретая кольцо или серьги, обратите внимание на проемы в местах соединений с оправой: цвет минерала везде должен быть одинаковым;
  • потрите камень шерстяной тканью, — натуральное украшение притянет ворс;
  • прикоснитесь влажной тканью к поверхности, — если на камне останутся водяные разводы, то это имитация.

Как отличить натуральную бирюзу от подделки?

Парадоксально, во всем мире бирюзовые рудники неуклонно сокращают добычу по причине истощения, а количество изделий с «бирюзой» и размеры вставок в украшениях постоянно увеличиваются. Для примера, Узбекистан с конца 60-х годов XX века являлся основным поставщиком бирюзы для ювелирной промышленности СССР . По состоянию на 2011 год, по сведениям автора, добыча бирюзы в Узбекистане не ведётся вообще.

Еще пару десятков лет назад, покупая украшение из бирюзы, никто не мог даже предположить, что в изделии может быть не натуральный камень, а имитация. Сегодня, в начале XXI века, наблюдается противоположная картина - большинство покупателей нисколько не сомневаются, что любые ярко-синие вставки в украшениях и есть настоящая бирюза, а всё остальное - неизвестно что, но уж точно не она: «Мы что бирюзу настоящую не знаем!?»… Вряд ли этому стоит удивляться. Мы восторгаемся вкусами, полученными с помощью химии, потребляем продукты, изменённые на генном уровне, одеваемся в одежду, получаемую из нефти. Мир стал синтетическим и искусственным настолько, что приглушённая и утончённая натуральность отвергается нами как несовершенство.

Написать статью о бирюзе меня побудили многочисленные заметки на разных сайтах, полемика на форумах, различия в терминологии и в переводах, «просветительские» опусы от продавцов камней, «объясняющие», что считать настоящим, а что нет, где каждый пытается обелить своё и очернить конкурентов. К сожалению, большая часть информации в виртуальном пространстве мало приближает нас к ответу на вопрос: что перед нами, красота природы или человеческого разума? Хочу предупредить, в данной статье, как впрочем и в любой другой, вы также не найдёте однозначного ответа. Всё же я надеюсь, что приведённые здесь сведения позволят сориентироваться в этом сложном вопросе и помогут избежать заблуждений и грубых ошибок при выборе украшений.

Итак, бирюза, очаровательный камень более других самоцветов окружённый ореолом мистических поверий и бесконечного шарлатанства.

Свойства.

Бирюза один из самых изменчивых минералов. Мы все знаем и используем применительно к цвету слово «бирюзовый», но не задумываемся, насколько оно неполно характеризует цвет природной бирюзы. Ведь кроме классической бирюзовой существует белая, голубая, зеленая, салатная, желтая, коричневая бирюза, а также различные промежуточные оттенки и комбинации цветов. Окраска бирюзы может меняться в пределах одного месторождения и даже в пределах одного фрагмента сырья.

Кроме равномерно окрашенной встречается бирюза с цветовыми переходами, вкраплениями, сеткой из других минералов - так называемая «бирюзовая матрица».

Иногда вмещающая порода придаёт бирюзе свой тон - рыжеватый, черный, коричневый или более темные оттенки зеленого и синего цвета. Такая пестрая бирюза высоко ценится, прежде всего, коллекционерами, сетчатой бирюзы, так же как и камней с вмещающей породой, неоднородной и переменно-окрашенной с каждым годом становится всё меньше.

Бирюза самого яркого и насыщенного «бирюзового» цвета на мировом рынке ювелирных камней считается идеальной. Цвет такой бирюзы называется «королевский синий» («Royal Blue»). Подавляющее большинство месторождений в мире не содержит такой бирюзы вообще и лишь на некоторых рудниках она встречается в количестве не более 100 грамм на тонну (!) более низкосортной. Тем не менее, в дело идет практически вся добываемая бирюза, невзирая на качество. Конечно, никто не использует мелоподобную субстанцию неопределённого бледного цвета в украшениях. Такое сырьё либо "улучшают" (стабилизируют), либо используют в качестве основы для производства так называемой восстановленной бирюзы.
Кроме цвета различается бирюза по плотности и твёрдости. Обычно эти две характеристики связаны. То есть чем выше твёрдость, тем плотней камень и тем выше он ценится. Понятно, что более твёрдые камни будут меньше царапаться и стираться в процессе эксплуатации украшений.
Еще одно свойство - пористость. В той или иной степени она присуща любой бирюзе. Разумеется, монолитные агрегаты менее пористы и потому ценятся выше.

Из-за пористой структуры бирюза способна впитывать жиры, масла и жидкости и при этом менять цвет, что, по-видимому, породило легенды об изменчивости камня при смене владельца. С точки зрения физики в этом нет никакой мистики. У каждого владельца украшений свои привычки и потому, когда один человек, к примеру, постоянно контактирует с жидкостями, то бирюза в его кольце будет напитана влагой и соответственно будет более тёмная. Если у кольца появится более «сухой» владелец, то через какое-то время камень испарит внутреннюю влагу и поблекнет. Чем не сценарий для суеверного повествования?
Стоит отметить, насыщенность цвета натуральной бирюзы в украшениях будет меняться в любом случае в зависимости от стиля ношения и привычек владельца. В средневековье бирюзу называли «камнем мясников» из-за того, что у людей, контактирующих с животным жиром, были самые сочные бирюзовые украшения. Видимо это наблюдение в дальнейшем способствовало появлению процессов улучшения качества камней путем пропитки.

С древних времен добыча бирюзы не могла покрыть высокий спрос на камень. И во все времена торговцы пускались на всевозможные ухищрения, чтобы повысить качество и стоимость товара. История не сохранила имен «изобретателей», когда-то придумавших методы улучшения внешнего вида бирюзового сырья, но в настоящее время многие из этих древних методов получили развитее с учетом современных технологий. В наши дни бирюзовое сырье пропитывают парафином и воском, акриловыми красками и эпоксидными смолами, бомбардируют электронами и варят в автоклавах…

Процессы улучшений бирюзы многочисленны и применяются в зависимости от качества сырья. Обычно производители не склонны делится технологическими секретами с конкурентами и потому во многих случаях ограничиваются лишь упоминанием об изменениях, не вдаваясь в детали. На международном рынке ювелирных камней сложилась терминология, обозначающая, каким воздействиям подверглось бирюзовое сырьё.

Терминология.

Натуральная бирюза (natural turquoise).

Камень без изменения химического состава и без каких-либо манипуляций по изменению твёрдости, цвета, пористости. Т.е. камень, который был найден в природе и которому придана форма в соответствии с замыслом мастера. Кроме обточки, шлифовки и полировки камень не подвергается никакой обработке. Натуральная бирюза по причине естественной пористости в той или иной степени может со временем изменять цвет из-за впитывания масел и жиров при контакте с телом человека и окружающей средой.

Стабилизированная бирюза (stabilized turquoise).

Натуральный камень, который был изменен химически с целью снижения пористости. Целью процесса стабилизации является предотвращение дальнейшего изменения окраски камня из-за нежелательного впитывания и последующего вымывания/испарения жиров и жидкостей. В результате стабилизации цвет камня становится насыщеннее. Эффект аналогичен повышению яркости окраски, к примеру, ткани при намокании или потемнению поверхности дерева при увлажнении. Стабилизация методом пропитки воском, жирами или маслами применялась издревле. И до сих пор пропитка парафином является одним из наиболее доступных методов повышения внешних характеристик натурального сырья . В промышленных условиях чаще применяется пропитка эпоксидной смолой или полистиролом.

Облагороженная или улучшенная бирюза («color-treated turquoise)», «color-enhanced turquoise», «color-infused turquoise» - примерный перевод: «пропитка цветом», «улучшение цвета», «вымачивание в красителе»).

Натуральная бирюза, пропитанная красящим химическим составом с целью улучшения цвета. В некоторых случаях в состав пропитки кроме красителя вводят вещества повышающие твёрдость камня. Облагороженная бирюза обычно выглядит более сочно, нередко с характерным пластиковым блеском. Процессы облагораживания и стабилизации близки. И в первом и во втором случае используется пористость бирюзы и способность к впитыванию химических составов. Иногда в американских публикациях пропитку маслом или парафином (воском) выделяют в отдельный метод облагораживания (waxing and oiling), а пропитку красителем называют окрашиванием (dyeing).

Восстановленная или прессованная бирюза (reconstituted turquoise) - практически не производится в настоящее время (прим. редакции - 05.2014).

Это бирюзовая крошка, некондиционные обломки и прочие отходы бирюзы, связанные эпоксидной смолой или полистиролом и спрессованные в куски пригодные для обработки. Нередко в связующий полимер добавляют краситель.

Синтетическая бирюза (synthetic turquoise).

В наше время сложно найти ювелирный камень, который бы не синтезировали в лабораторных условиях. В ряде случаев синтетические камни практически неотличимы от своих натуральных собратьев ни по химическому составу, ни по физическим свойствам. Бывает, стоимость синтетических аналогов соизмерима со стоимостью природных камней. Это обусловлено тем, что многие процессы синтеза весьма трудоемки, а некоторые нерентабельны для получения ювелирного сырья.
Вспомним хотя бы историю синтеза алмазов. Впервые синтетические алмазы получили шведы еще в 1953 году, однако синтезировать алмазы ювелирного качества удалось в СССР лишь в конце 1960-х, а вывели рентабельную синтетику на рынок бриллиантов только в начале 2000-х производители из США.

Попытки синтезировать бирюзу также имеют долгую историю. Вот что об этом можно прочесть в книге Т.И. Менчинской «Бирюза» :
«Синтетическая бирюза впервые получена М. Гофманом в Германии в 1927 г. По твёрдости, плотности и химическому составу практически соответствует природной бирюзе. В 1972 г. синтетическая бирюза получена во Франции. Этот синтетический материал однороден, имеет прекрасный бирюзово-голубой цвет и ближе всех синтетических имитаций к лучшим образцам иранской бирюзы. Кабошоны из этой искусственной бирюзы неотличимы от природной даже при точных исследованиях. [...] По основным физическим свойствам искусственная бирюза идентична природным разностям. Отличия существуют в микроструктуре. [...]
Синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, получена в конце 70-х гг. во Всесоюзном научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья Е.Е. Лисициной. Синтезированы как однородные разности яркого голубого цвета различных оттенков, так и разности с характерными текстурными особенностями, близкие к сетчатой или паутинной бирюзе. По химическому составу эта бирюза аналогична природной.»

Отличить синтетическую бирюзу от природной задача непростая. Ведь кроме одинакового внешнего вида они идентичны по химическому составу и физическим свойствам. Успокаивает лишь тот факт, что синтетика в действительности является бирюзой. То есть реальным минералом, а не обманом.

Перечисленные выше методы улучшения и синтеза бирюзы основаны на манипуляциях с натуральным минералом или синтезированным в точном соответствии с природной формулой сырьём и потому, по мнению автора, к ним применим термин «бирюза». Ниже описаны имитации, в основе которых натуральной бирюзы как таковой нет вообще, и потому использование в них названия этого минерала является откровенным обманом и призвано ввести в заблуждение доверчивых и неосведомлённых покупателей.

Имитация бирюзы другими минералами (imitation turquoise).

Некоторые минералы схожи с бирюзой по внешнему виду и потому могут выдаваться за бирюзу в изделиях. Из них можно упомянуть фостит, рашлейчит, варисцит, хризоколлу и другие. Список схожих минералов довольно обширен и читатели могут поискать возможные имитации в Интернете.

Некоторые минералы способны, так же как и бирюза, впитывать химические составы. Этот позволяет создавать имитации путем окрашивания. Один из наиболее известных имитирующих минералов - говлит (синонимы: силикоборокальцит, каулит, турквенит). Это минерал белого или серовато-белого цвета иногда с бурыми или чёрными прожилками похожими на бирюзовую матрицу. Легко поддается окрашиванию и потому широко используется в виде имитаций бирюзы, других ювелирных и поделочных камней, а также кораллов. Имитации из говлита очень схожи с натуральной бирюзой. Обычно выдает более сочная окраска и низкая цена.

Встречаются имитации сложного состава, такие как «венская бирюза» - смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой; неолит или бирюза Риза - имитация бирюзы с вмещающей породой из искусственного байерита - побочного продукта алюминиевого производства; необирюза - имитация бирюзы из гиббсита и фосфата меди .

По моим наблюдениям минералогические имитации в наше время встречаются всё реже, ввиду победного шествия искусственной бирюзы из полимерных и керамических заменителей.

Искусственная бирюза (simulated turquoise).

Материал, похожий на бирюзу только по цвету. Обычно в качестве замены используют пластмассу, керамику, стекло, эмаль. Искусственная бирюза - продукт химических манипуляций, обсуждать который в рамках статьи не имеет смысла.
Стоит признать, подавляющее большинство поделок с ярко-голубыми «бирюзовыми» вставками - бижутерия, бусы, бисер, броши, сувениры, - на ценниках которых гордо красуется термин «бирюза» не имеют ничего общего ни с бирюзой, ни с минералами вообще.

Покупая бирюзу.

Решение о покупке того или иного изделия с бирюзой или имитацией каждый принимает сам. Кто-то предпочитает только натуральные камни, для кого-то важней цвет или размер и безразлично каким обработкам подверглось натуральное сырьё. Ну а кому-то первична низкая цена и броскость изделия и совершенно неважно, из чего оно сделано. Невежественность и безвкусие потребителей стимулирует производителей создавать откровенный поточный ширпотреб из отходов химического производства и дешёвого сырья, сомнительного происхождения. Увы, мы сами формируем предложение своим заниженным спросом, а потом пытаемся найти жемчужины в горах мусора…

При покупке надо понимать, что приобрести изделия из натуральной бирюзы или хотя бы из улучшенного бирюзового сырья задача непростая. Обычно при продаже ювелирных изделий продавцы ссылаются на данные товарных ярлыков, которым нельзя всецело доверять. Во-первых, информация о ювелирных камнях в больших ювелирных магазинах не проверяется, а просто переписывается из сопроводительных документов. При этом камни от добычи до ювелирного магазина проходят через многие руки, и установить на каком этапе и кем была проведена геммологическая аттестация, определена подлинность, сортность, ценность практически невозможно. Во-вторых, отсутствует надлежащий международный контроль за рынком драгоценных камней, и у продавцов появляется естественное желание изменить характеристики в свою пользу. В-третьих, для определения качества и подлинности камней нужен опыт, профессиональные знания и специальное оборудование. И даже если магазин содержит в штате профессионального геммолога, то его технической оснащённости может быть недостаточно, чтобы установить подлинность и качество камня. К тому же штатный геммолог больше заинтересован в благополучии работодателя, а не в установлении истины.

В мире существуют специальные независимые центры сертификации, в которых осуществляется всесторонняя проверка ювелирных камней с выдачей сертификата. Геммологические сертификаты являются гарантом подлинности и ценности камня. Часто экспертиза делается на партию камней, если они еще не были оправлены.

К сожалению, нет однозначной методики, по которой можно было бы отличить натуральную бирюзу от подделок и улучшений, но при наличии некоторого опыта и внимательности можно избежать явных недоразумений при покупке украшений. Зачастую достаточно беглого осмотра минерала, чтобы отличить природную неповторимость от шаблонной имитации. В других случаях для установления истины требуется сложная геммологическая экспертиза. Приведу некоторые косвенные признаки, позволяющие отличить натуральный камень от имитаций.

Цена.

Натуральная бирюза не может быть дешевой. На минералогических и ювелирных рынках цена натуральной бирюзы варьируется от десятков до нескольких сотен долларов за 1 карат (0.2 грамма) и сильно зависит от качества сырья. Чем сочнее цвет, равномерней окраска и больше однородный фрагмент - тем камень дороже. Стоимость стабилизированной и облагороженной бирюзы ниже натуральной при аналогичных внешних свойствах. При покупке изделий это можно использовать как косвенный признак.

Как правило, высокосортную бирюзу используют в дорогих украшениях в сочетании с золотом и бриллиантами. С серебром используют либо натуральную бирюзу более низкого качества, либо стабилизированную, улучшенную или восстановленную.
Наивно предполагать, что бусы из однотонно-окрашенных крупных голубых камней и надписью «бирюза» на ярлыке по цене меньше 1000 долларов содержат натуральную бирюзу. В лучшем случае это минералогическая имитация, в худшем - керамика или пластик.

Несколько слов о бирюзе более низких сортов. Обычно такая бирюза традиционно используется в национальных изделиях американских индейцев, в тибетских украшениях, в поделках мастеров Ближнего Востока и Средней Азии. Это может быть натуральная бирюза с неравномерной и «нестандартной» окраской, сетчатая, с вкраплениями вмещающей породы и т.п. Подчас такая бирюза выглядит весьма оригинально, при этом имеет относительно невысокую цену и главное - рождена природой. Пример - Бирюза в серебре Тибет

Величина камней.

Встретить крупный фрагмент высококачественной бирюзы большая удача. Вставки из высокосортной натуральной бирюзы не могут быть большими. Фрагменты величиной с грецкий орех и более чрезвычайно редки. Большие фрагменты обычно неравномерно окрашены и либо распиливаются на более мелкие однородно окрашенные куски, либо облагораживаются каким-либо из перечисленных выше способов. Если в дорогом изделии красуется равномерно окрашенный камень насыщенного бирюзового цвета величиной с миндальный орех, то скорей всего это облагороженная, синтетическая или восстановленная бирюза. В свою очередь бирюза с неравномерной окраской, пятнистая, сетчатая, с вкраплениями породы и т.п. обычно используется в виде крупных вставок, позволяющих в одном фрагменте показать все оттенки необычного натурального минерала.


Цвет.

Чем насыщенней цвет, тем больше вероятность, что это в лучшем случае облагороженная или синтетическая бирюза, в худшем - пластиковая имитация. Самая дорогая первосортная бирюза обладает равномерным насыщенным цветом. Более бледная ценится ниже. Крупные и однородные камни неклассической окраски тоже могут иметь высокую стоимость, особенно коллекционные образцы. По мнению автора, изделия из натуральной бирюзы неравномерного окраса выглядят подчас более выигрышно по сравнению с однотонными бирюзовыми камнями, вызывающими сомнения в их подлинности и ассоциирующиеся с дешёвыми имитациями или химическими улучшениями.

«Презумпция виновности».

Перефразируя народный старательский постулат - «если вы сомневаетесь что перед вами золото, значит это точно не золото», - не стоит считать натуральной никакую бирюзу, в натуральности которой вы сомневаетесь. Если вас уверяют в обратном, то предложите представить доказательства или попросите разрешения провести испытания камня.

К сожалению, выявить стабилизированную и синтетическую бирюзу или минеральные имитации куда сложнее. Без специальных лабораторных исследований это не всегда под силу даже профессиональному геммологу.

Заключение.

По мнению автора, даже самые невзрачные, но натуральные камни гораздо ценнее облагороженных и измененных минералов. Натуральный камень это часть природы - естественная, единственная, неповторимая. Невозможно найти два одинаковых камня, так как природа не способна на унификацию и тиражирование, в отличие от человека, который своими действиями пытается улучшить творение природы сделать его внешне идеальным и… обезличивает камень, приближая по виду к куску крашеной пластмассы.

По данным «International Gem Society» только 0.1% добываемой в мире бирюзы относится к высшему сорту и менее 3% ювелирных украшений с бирюзой содержат именно натуральную бирюзу. Потому не стоит обольщаться по поводу ювелирных камней в украшениях, заполнивших рынки постсоветского пространства. Наверняка статистика соотношения натуральных камней к всевозможным имитациям и подделкам здесь еще печальней. Ассортимент изделий с «голубыми камнями» велик и продолжает расширяться и можно сделать выводы, что покупателям важна не натуральность и естественность природной красоты, а скорей яркость, величина и цена. Спрос, как известно, порождает предложение и желание удовлетворить этот спрос любым, даже нечестным путем. Оттого эта неестественная синева во всевозможных украшениях на прилавках магазинов бижутерии и мишуры, предлагаемая по бросовым ценам.

В ювелирных магазинах мне лишь несколько раз встречались изделия с натуральной или неотличимой внешне синтетической бирюзой. Это были золотые украшения с соответствующей ценой. Подавляющее же большинство украшений и изделий со вставками из «бирюзы», продаваемых как в солидных магазинах, так и сувенирных лавках не имеют с натуральным камнем ничего общего.
Как же быть любителям утонченной естественной красоты натуральных камней и ценителям художественных изделий истинных мастеров и честных ювелиров? Увы, на это вопрос нет однозначного ответа. Можно лишь посоветовать быть осторожными. Не покупать ювелирные украшения и самоцветы в сомнительных местах, спрашивать сертификат, консультироваться со специалистами и знатоками…

Статья о подделках бирюзы на нашем сайте - Подделки бирюзы

Список использованной литературы:

1. Менчинская Т.И., «Бирюза», изд. 2. - М.: Недра, 1989 г.

2. http://en.wikipedia.org/wiki/Turquoise

3. http://www.mindat.org/min-4060.html

4. http://www.skystonetrading.com

5. Госкомгеологии РУз, ГП «Геологический музей».

6. Сергей Денин, http://protey-wood.com/

Бирюза относится к мягким минералам, а потому достаточно чувствительна к различным внешним воздействиям. Если носить украшения с ней слишком часто, она постепенно будет бледнеть, становясь всё белее. Из-за неустойчивости цвета с древности этот самоцвет подвергался дополнительной обработке. Это тем более актуально сейчас, когда залежи природного камня истощаются. Обработанный материал по своим качествам превосходит природный - он прочнее и не выцветает на солнце. Именно такую бирюзу используют для изготовления ювелирных изделий.

В массе своей этот минерал считается полудрагоценным, однако существуют экземпляры, которые можно назвать драгоценными. Такой самоцвет в отличие от полудрагоценного полупрозрачен и имеет красивый голубой цвет. Подобных экземпляров от общей массы всего 10%. В ювелирном деле драгоценная бирюза используются и в естественном виде, и в виде пластин и крошки. Стоимость таких украшений в разы выше обычных изделий с непрозрачными бирюзовыми вставками.

Имитации

Полудрагоценная бирюза встречается намного чаще драгоценной и имеет несколько более низкое качество и менее стойкий цвет. В таких минералах чаще встречаются вкрапления, порой слишком крупные. Цвет у них самый разнообразный, это и голубые тона, и зелёные, и даже желтоватые. Подобные самоцветы и составляют большую часть залежей. Полудрагоценные её разновидности чаще всего оправляют в серебро и используют для изготовления статуэток.

Именно такую бирюзу подделать проще всего в отличие от драгоценной. Огромное количество подделок обусловлено постоянным спросом на этот красивый голубой камень. Подавляющее количество бирюзовых изделий на мировом рынке (данные разнятся от 60% до 80%) подвергалось дополнительной обработке с целью улучшения декоративных и эксплуатационных качеств. Много встречается и искусственно выращенных камней, чаще всего для этой цели используют смесь из крошки различных минералов и эпоксидных смол.

Самые распространённые имитации:

  • прессованные камни;
  • самоцветы, выдаваемые за оригинал, - лазулит, варисцит и пр.;
  • подкрашенные натуральные самоцветы, например, кварц или халцедон;
  • окаменелые кости (однтолит);
  • синтетические материалы, пластик, стекло, эмаль и пр.;
  • дуплеты.

Белая бирюза, голубая, сине-зелёная и пр. делится на несколько разновидностей в зависимости от происхождения и пр. На них и стоит остановиться подробнее, ориентируясь на классификацию, принятую в ювелирной терминологии.

Природная бирюза

К этому виду относятся все не облагороженные камни, такую медную бирюзу (в составе минерала высокое количества меди, которая и даёт сине-зелёную палитру оттенков) не подвергали дополнительной обработке. Это значит, что минералы не пропитывались специальными веществами и не подкрашивались для более яркого оттенка. В ювелирное дело, конечно, идёт далеко не каждый природный камень, а только сырьё наивысшего качества. Такие минералы обладают наибольшей твёрдостью и единственная их обработка - шлифовка и огранка.

Поделочный полудрагоценный камень бирюза до сих является одним из самых популярных самоцветов. Имеет преимущественно зеленые, голубые, бирюзовые оттенки. О том, как правильно носить украшения с этим самоцветом, чем отличается синтетическая бирюза от настоящей, подробно рассказывается далее.

Камень имеет приятные бирюзовые, голубые, зеленые, оттенки. В основном в природе встречаются самоцветы округлой формы, разных размеров (порядка нескольких сантиметров). Добывают камень повсеместно, причем многие месторождения известны уже несколько тысячелетий, поэтому они значительно истощены.

Химическая формула минерала CuAl 6 4 (OH) 8 ·5H 2 O. То есть с точки зрения химии это смешанный фосфат (алюминия и меди), соединенный с водой и группой ОН. В процентном соотношении содержание разных компонентов следующее:

  • оксид алюминия Al 2 O 3 37%;
  • оксид меди CuO 10%;
  • вода H 2 O 20%;
  • примеси 33%.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Понятно, что слово «бирюза» имеет один корень с названием цветового оттенка. А этимологически в переводе с персидского оно означает «камень счастья», а также «тот, кто одержал победу».

Где добывают минерал в России

В нашей стране месторождений минерала известно не так много. Длительное время, когда Средняя Азия входила в состав Российской империи, а затем – СССР, к таким местам можно было отнести Узбекистан и Казахстан.

В настоящий момент на территории страны сохранилась добыча в некоторых районах Урала. В основном месторождения связаны с залежами меди (ее получают в виде солей или оксида).

Свойства камня бирюза (видео)

Цвета, оттенки и разновидности бирюзы

Разновидности минерала выделяют на основе разных критериев. Прежде всего, имеет значение возраст самоцвета, поскольку от этого зависит его окрас и даже то, сколько стоит изделие.

Классификация по цвету

Самая очевидная классификация, связанная с внешним видом камня, основана на цвете. Именно по окрасу проводят описание и дают характеристику разновидностей самоцвета:

  1. Белая, небесно-голубая окраска говорит о том, что самоцвет еще не «вызрел». Это самые молодые и недорогие разновидности.
  2. Насыщенная голубая – минерал зрелый, который одновременно является и самой дорогой модификацией.
  3. Зеленые самоцветы относятся к старым формам, поскольку с возрастом камень может зеленеть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Натуральные разновидности имеют именно такие окраски. Они представлены светлыми голубыми, насыщенными синими и зелеными тонами. Все остальные цвета (красный, желтый) относятся к природным или искусственным имитациям оригинального минерала.

Натуральные разновидности

Натуральные виды камня принято разделять на 4 категории в зависимости от их внешнего вида и свойств:

  1. Природная разновидность – твердый камень с непористым (плотным, прессованным) строением. Под словом «природная» подразумевается «созданный природой», т.е. это необработанная форма. Добыто такое полезное ископаемое непосредственно в месторождениях.
  2. Стабилизированная (ее также называют цементированной или укрепленной) разновидностью. Этот камень имеет более мягкую, пористую структуру с примесями извести. После добычи сразу пропитывают органическими цементирующими материалами – смолы, воска, жиры и др. Благодаря этому удается сохранить исходную окраску, а также улучшить структуру тела камня.
  3. Облагороженным видом называется камень, который прошел описанную выше обработку, но также был подкрашен, «усилен цветом». Такой минерал выглядит особенно красиво.
  4. Восстановленная форма (она же реконструированная) – похожая на настоящую, но все-таки с отличиями. Изготавливается на основе мелких крупиц самоцветов, которые находят в бедных месторождениях (или забирают после производства более дорогих изделий). Затем эти частицы приклеивают под давлением, в результате чего получается своеобразный прессованный камень.

Искусственные имитации

К искусственным имитациям камня относятся твердые предметы, которые по цвету и текстуре во многом напоминают оригинал. Однако они имеют принципиально другой химический состав и происхождение. Обобщенно из называют синтетическими аналогами или просто имитацией. На самом деле эти разновидности представляют собой разные материалы:

  • эмаль;
  • полимеры;
  • «неолит»;
  • «венская бирюза»
  • фарфор;
  • керамика;
  • стекло;
  • синтетическая бирюза.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

От искусственной имитации следует отличать естественную. В первом случае речь идет о материалах, созданных человеком. Во втором имеют в виду природные минералы, которые внешним видом очень похожи на оригинал (см соответствующий раздел).

Классификация по региону происхождения

Большое значение имеет классификация в зависимости от происхождения самоцвета, поскольку месторождение минерала влияет на его качество и цветовую гамму. Наиболее известны такие разновидности:

  1. Иранская (персидская) – одна из наиболее роскошных форм. Сегодня добывается в крайне небольших количествах, поскольку на территории Персии (нынешний Иран) ее получали уже несколько тысяч лет.
  2. Тибетская добывается в Китае, причем 8 камней из 10 в мире поступают на мировой рынок именно отсюда (недорогие имитации камня, конечно, не в счет).
  3. Афганская относится к крайне редким – месторождения истощены. К тому же добывать минерал затруднительно из-за нестабильной военно-политической обстановки в регионе.
  4. Африканская разновидность поступает сегодня преимущественно из Египта. До недавнего времени камни находили на территории Доминиканы, но сегодня поступления оттуда незначительны.
  5. Поскольку страны Ближнего Востока, а также Африка уже не поставляют столь много камней, начали развиваться аризонские месторождения. Это одна из наиболее дорогих модификаций самоцвета, обладает высоким качеством и приятными классическими оттенками. Цена за грамм составляет около 1500-2000 рублей.
  6. Казахстанская не обладает таким же качеством, но зато более доступна по цене.
  7. Индийская разновидность добывается на территории этой страны давно. Индийские йоги относятся к этому самоцвету с особым почтением, считая, что этот камень приносит большую пользу голосовым связкам, горлу и щитовидной железе.

Галерея: бирюза (44 фото)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Во многих европейских языках персидское слово «бирюза» имеет сходное произношение. Например, французское «туркуаз», английское «туркойз», немецкое «тюркис».

Описание свойств камня

О лечебных свойствах самоцвета известно уже не одно тысячелетие. Особенно широко она используется в индийской народной медицине. Описание свойств с точки зрения физики и литотерапии приводится ниже.

Физические

К физическим свойствам камня относятся следующие:

  1. Оттенки окраса преимущественно голубые и зеленые, часто – с вкраплениями бурого цвета.
  2. Цвет черты – белый. Здесь имеется в виду цвет полосы, которую оставляет камень, если поцарапать им керамическую табличку.
  3. Блеск – восковой.
  4. Минерал полностью непрозрачен.
  5. Твердость порядка 5-6 по шкале Мооса. В этой шкале всего 10 отметок: 1 соответствует тальку и 10 – алмаз.
  6. Плотность около 2,7 г/см 3 .
  7. Строение кристаллической решетки триклинное. То есть в основе такое решетки лежат три вектора разной длины; они пересекаются под разными или одинаковыми углами, которые не являются перпендикулярными.
  8. Показатель преломления около 1,62-1,64.

Целебные

В литотерапии минерал используется в самых разных целях:

  • для лечения больной печени;
  • для восстановления после воспалений и гнойных образований на коже;
  • при сниженном иммунитете;
  • при расстройствах нервной системы, бессонницы;
  • для лечения язвенной болезни желудка;
  • при проблемах с глазами.

Интересно, что это украшение считается надежным диагностом. Если камень начал терять блеск или темнеть, его владельцу стоит обратить внимание на свое здоровье. Вполне возможно, что началась какая-то болезнь – лучше как можно быстрее пройти обследование у врача.

ДВИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА

В последнее время стали выпускать искусственные нано кристаллы, на основе которых получают синтетические аналоги камней, в том числе бирюзы. Эти самоцветы ничем не отличаются от натуральных по виду, однако как амулеты они не представляют ценности.

Легенды и магия камня

Поскольку камень добывают несколько тысячелетий подряд, с ним связано большое количество легенд и поверий. Вот примеры наиболее интересных из них:

  1. Индейцы навахо, которые живут в штате Аризона, считают этот камень небесными слезами, пролившимися на землю после сотворения мира. С помощью самоцвета индейские шаманы лечили расстройства нервной системы своих сородичей. Если во время обряда камень трескался, они полагали, что злые духи покинули человека и говорили «Камень взял его» (т.е. зло).
  2. Мусульмане полагают, что первый экземпляр корана был написан как раз на «страницах» из этого минерала.
  3. Древние жители Тибета старались взять себе фамилию, которая родственна слову «бирюза». Они были уверены, что это принесет счастье и благополучие всему роду.
  4. Перед очередным днем рождения жены Марии Луизы ее супруг император Наполеон Бонапарт думал, чем бы порадовать свою ненаглядную. Разумеется, выбор пал на тиару, украшенную изумрудами и бриллиантами. Но в один момента непредсказуемый Наполеон передумал и приказал заменить все драгоценные камни на бирюзу.

Область применения минерала

Если в древние времена (а иногда и сегодня) минерал использовали в основном как лекарство и амулет, то в настоящий момент применение самоцвета основано на его эстетических качествах. Самоцвет используют для изготовления самых разных украшений:

  • кольца на палец;
  • серьги;
  • кулоны;
  • бусы;
  • браслеты и другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Считается, что если в оправе кольца будет именно бирюза, это принесет владельцу душевное счастье и достаток в его дом.

Определение подлинности бирюзы в домашних условиях

Определить в домашних условиях, настоящий камень перед вами или нет, довольно трудно. Это возможно сделать только в некоторых случаях, когда материал подделки сильно отличается от классических камней, например:

  1. Если имитация сделана из гипса, можно прикоснуться к любому месту самоцвета горячей иглой. Этот участок обесцветится или же камень начнет плавиться, что никогда не случится с оригинальным украшением.
  2. Если протереть изделие влажной тряпкой, и на ней останется краска, значит это подделка.
  3. Если речь идет о бусах, можно посмотреть, как выглядит внутренняя поверхность (в районе отверстия). Если она сильно отличается по цвету, значит, это опять же имитация.
  4. Натуральный камень треснет при нагревании (а кварц – нет). Поэтому не стоит пытаться проверить именно таким способом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если необходимость обнаружения подделки имеет большое значение, проводят специальную экспертизу. Проверить подлинность камня можно за 500-600$.

Кому бирюза приносит счастье (видео)

Сложности определения истинного самоцвета и подделки связаны еще и с тем, что по внешнему виду и по фактуре на самоцвет похоже довольно много минералов:

  • говлит (хоулит, каулит);
  • аквамарин (чаще всего он прозрачный, спутать сложнее);
  • варисцит;
  • хризаколла;
  • лазулит;
  • окрашенный кварц (наиболее трудный вариант, который сложно отличить от оригинального камня);
  • вардит;
  • стелларит;
  • фаустит;
  • одонтолит.

Таким образом, покупку изделия можно сделать только в проверенном магазине, а на минерал и конкретный товар должны быть соответствующие документы. Иначе есть большой риск получить вместо самоцвета обычную имитацию или даже подделку.